Очередное заседание киноклуба для старших подростков прошло 22 декабря. Был рассмотрен британско-американский художественный фильм режиссёра Дэвида Лина «Мост через реку Квай» (1957 год), который получил 7 премий «Оскар».
Фильм рассказывает об английских военнопленных в японском лагере, который затерян в бирманских джунглях, в период Второй мировой войны.
Первое, что удивило наших зрителей – это отношение между англичанами и японцами. Мы помним, что было в фашистских лагерях. А тут английский подполковник Николсон добивается от командира японского лагеря полковника Сайто буквального исполнения 27-й статьи Женевской конвенции, запрещающей привлекать офицеров-военнопленных к работам. Когда же Сайто угрожает расстрелом, вмешивается майор медицинской службы Клиптон, который начинает стыдить японца. Зная о многочисленных лагерях смерти, где людей сжигали миллионами, трудно отделаться от мысли, что тут какая-то сказка.
Но, возможно, отношение японцев к англичанам было не такое, как фашистов к евреям и коммунистам. Подполковник Николсон, судя по его высказываниям, воспринимает войну, как работу. Ему приказали сдаться в плен – он сдался. И привел весь свой отряд в лагерь строем и с песней. Его идеал – цивилизованная война. Именно это он отстаивает и ради этого готов пойти на смерть, не жалея ни себя, ни своих товарищей.
У японца Сайто свое понимание ситуации. Он потомок самураев. Для него человек, который сдался в плен – трус и уже не воин. Он требует, чтобы офицеры работали наравне с солдатами. Перед ним стоит задача построить мост через реку Квай к определенному времени.
В этой принципиальной схватке Николсон побеждает. Полковник Сайто вынужден его освободить. Солдаты ликуют и гордятся своим командиром, а мы видим, как тверд англичанин в своих принципах.
Но теперь Николсон должен показать японцам, что англичане «не лыком шиты», и начинает «аврально» строить надежный мост. Его порыв не понимает врач майор Клиптон, который его спас. Удивительным образом человеколюбивому Клиптону доверяют и Николсон, и Сайто, и простые солдаты.
Во многом похож на Николсона командир отряда коммандос майор Уорден, у которого приказ взорвать мост. Он такой же упрямый и готов выполнить приказ любой ценой. Раненный в ногу, он с трудом идет, но гонит отряд вперед, чтобы достичь цели.
Противоположность Николсона и Уорда - американец Ширз. Он появляется в фильме еще до прихода отряда Николсона. Мы видим, как он хитрит, как насмехается над могилой того, кого только что похоронил. Произнося издевательскую речь, он говорит: «... здесь покоится слуга ее величества ... погибший во имя торжества... А во имя чего он умер?»
Ширзу удается бежать из лагеря. В дальнейшем мы узнаем, что он вообще не офицер и имеет другое имя. Он подменил документы, перед тем как попал в плен. Главная его ценность – жить весело, флиртуя с девушками.
Но Ширз попадает в отряд коммандос под руководством Уорда и вынужден идти тяжелой дорогой к злополучному мосту. Но и тут он заигрывает с местными девушками, которые помогают им нести взрывчатку.
С неожиданной стороны Ширз раскрывается, когда раненый, изнеможенный Уорд приказывает ему оставить себя, чтобы выполнить задание. Ширз отказывается: «Вы и Николсон одержимы вашим мужеством. И для чего? Чтобы умереть с честью, как положено, когда главное — жить как нормальный человек».
Но самое поразительное происходит в конце фильма. Действуя «по принципам», Николсон, построив мост, становится предателем. Из-за него погибнет молодой английский боец Джойс, которому поручено нажать рычаг взрывного устройства. Ширз спешит на помощь Джойсу и обличает Николсона в предательстве. И Джойса, и Ширза добивает из гранатомета Уорд, который будет оправдываться перед девушками – носильщицами, что коммандос не должны попадать в плен. Мост будет взорван упавшим на рычаг взрывателя осознавшим свое предательство Николсоном.
Главный вопрос – почему фильм заканчивается выбегающим на берег майором Клиптоном, который кричит, повторяя: «Безумцы, безумцы»? Что этим хотел сказать режиссер?
С одной стороны, принципиальность Николсона и Уорда достойна уважения. В одном из предыдущих киноклубов обсуждался спектакль Евгения Гришковца «Дредноуты». Там воспевалась такая мужская принципиальность, когда ради выполнения приказа или чести флага моряки, не раздумывая, шли на смерть. С дугой стороны - беспринципность Ширза, который способен обманывать и врагов, и своих ради выживания, и который стремится к обычным земным радостям. Но именно он в трудную минуту не бросает Уорда и спешит на помощь раненому Джойсу.
В обсуждении пришли к выводу, что взорванный мост символизирует пустоту принципов Николсона и Уорда. Действительно, англичане и японцы воюют на чужой территории ради чего? Вопрос, который казалось бы издевательски в начале фильма задает Ширз, становится очень важным.
Тут мы вспомнили принципиального лейтенанта Артеньева из фильма "Моонзунд". Для капитана фон Кнюпфера Артеньев тоже был безумцем, потому что не интересовался политикой и сражался до последнего. Но для Артеньева война – это защита Родины. Для Николсона и Уорда война – это большая игра по правилам. В ней необходимо правильно действовать и достойно умереть. Именно с этим не соглашается Ширз. «От твоей храбрости пахнет смертью", - говорит он Уорду. Своими действиями и поступками он утверждает: «Главное — жить как нормальный человек». Жизнь важнее бессмысленных принципов. Финальный возглас врача Клиптона обращен именно к этим принципиальным «безумцам».
30 декабря 2018