Киноклуб. «Моонзунд». Окончание

  Наконец то  фильм "Моонзунд" досмотрели. Как уже отмечалось, этот фильм очень сложный для понимания. Его можно рассматривать с разных сторон, и он несет много смыслов. В обсуждении фильма мы коснулись только нескольких моментов.

  Интересна эволюция взглядов и действий инженера-строителя батареи Александра Карловича фон Кнюпфера. Сделав добросовестно свое дело – построив батарею, каперанг (т.е. капитан первого ранга) фон Кнюпфер был поставлен руководить обороной Цереля. Однако, для него свое творение намного важнее того дела, которому он обязан служить. Поэтому он начинает переговоры с врагом, чтобы оставить Церель целым и невредимым, отдав его врагу. Однако старший лейтенант Артеньев со своим отрядом отказываются  оставить позиции. После этого Александр Карлович прямо высказывает Артеньеву: «Вы мне неприятны, терпеть Вас не могу». В этом месте невольно приходит мысль, что праведников во все времена не любили.

  Но Фон Кнюпфер считает, что его совесть чиста, а с Артеньева там (т.е. на небе) спросится: «Ради чего все эти люди (имеются в виду защитники Цереля)  уже погублены. За что все, кто их ждет, останутся сиротами...».  В конце мы видим «праведника» Александра Карловича среди врагов, где он спокойно присутствует при расстреле тех, о ком так «переживал». Предательство совершилось.

 Тем не менее, сам аргумент Александра Карловича очень интересен. Это проблема  любого военного командира. Он несет ответственность не только за себя, но и за жизни тех, кем командует. Важно одно – ради чего эта жертва. Страшный нравственный вопрос, на который нет одного ответа на все времена. В каждой ситуации каждый командир будет отвечать на него по-своему. «Не может быть одной совести на всех»,- говорит Артеньев в последнем споре-диалоге с его главным оппонентом, бывшим матросом, а теперь комиссаром  большевиком Трофимом Семенчуком.

  Этот диалог очень важен. Для Трофима все ясно: «Мы должны отбить отжившее старое и вот тебе новый лист». «А если кто на этом листе напишет бранное слово?» - спрашивает Артеньев и получает ответ: «Шлепнем!» И при этом Трофим верит, что потом люди будут лучше, хотя и не объясняет, как это случится.

  В фильме мы видим, к чему ведет «революционность» в головах людей. Кто-то на самом деле стремится к светлому будущему, борется «за правое дело». А для кого-то революционная ситуация – повод не исполнять приказ, выместить свою злобу, свести счеты и т.д. В итоге те, кто честно делает дело, будет предан.

  Для Артеньева проблема лежит не в политической плоскости: «Каждый должен отвечать за себя. Среди любого сословия возможна лень, барство, распущенность, жестокость, несправедливость. Миром управляет глупость. Самодержавие свергнуть можно, а глупость? Все потому, что человек не собой занимается, а другими». В этих словах звучит настолько евангельский мотив, что Трофим Семенчук прямо называет это поповской проповедью. 

  И все же он задает самый сложный вопрос: «А в чем смысл жизни?» Ответ Артеньева остается для него загадкой: «Смысл жизни в том, что она закончится». Мы с детьми попытались понять эту мысль двояко.

Первое. Если нет смерти, то и жизнь обессмысливается. Когда-то об этом мы ставили  спектакль "Бессмертный".

Второе. Жизнь, как предельная ценность для любого человека, может быть отдана только ради более высокой ценности. И тогда жизнь не бессмысленна. И такая ценность у Артеньева есть: «Россия одна, и любить ее надо всякую».  И за Россию он готов умереть, что мы и видим.

  В последней сцене немецкий офицер уважительно обращается к Артеньеву, как к достойному врагу. Старший лейтенант Артеньев имеет возможность встать рядом с каперангом фон Кнюпфером, но он встает рядом со своими матросами, которых хотят расстрелять как большевиков. Трофим пытается спасти его: «Да он не наш, так, попался с нами», имея в виду, что Артеньев не большевик. «Я не попался. Я сражался с вами, - отвечает Артеньев, -  Ничего-то ты не понял». Этим действием он как бы  пытается сказать: «Человек важен не своими политическими убеждениями, а своим отношением к людям, к своему делу, к Родине. Я ваш, потому что сражался с вами и не отрекаюсь от этого. Я был готов с вами умереть в бою и готов сейчас».

  Этот фильм снят в советское время. И потому большевик Трофим Семенчук показан как настоящий герой своего времени. Он дважды спасает Артеньева от тех матросов, для которых в революции главное - выместить свою злобу. И удивительным образом эти два человека, имея противоположные взгляды, делают вместе одно дело. Есть над чем задуматься...