На очередном родительском семинаре, который состоялся 11 ноября, был продолжен разговор о школе. Напомним, что на предыдущем семинаре все участники поделились на две группы и попытались разработать «техническое задание» на создание новой школы от имени "родителей" и "детей". Требования двух групп противоречили друг другу. "Дети" хотят такую школу, где им всегда будет интересно, и от них ничего не будут требовать без их согласия. Но "родители" понимают, что нормы и требования необходимы. Вот только обосновать свои требования они не смогли. Это и явилось темой нового семинара.
Интерес к теме был такой, что родители опросили своих собственных детей. Выяснилось, что одним детям не нравится домашнее задание, другие против хулиганистых учеников в классе, третьи не понимают, зачем им учить предметы, которые не будут нужны для будущей профессии.
Негативные высказывания явились спусковым крючком – многие участники семинара начали высказывать новые претензии к школе.
Вот некоторые из них: часть детей вообще не понимает, что им объясняют в классе; по многим предметам дети имеют хорошие оценки, но на самом деле знания нулевые; если в школе появляется творческий учитель, то он зачастую бывает гонимым и уходит.
Чтобы каким-то образом изменить направление размышлений, было объявлено, что наша задача не осудить школьную систему, а разобраться в ней, понять и построить правильное отношение. Был предложен такой образ: мы все находимся внутри некоторого процесса, который куда-то течет. Это напоминает планктон, который заглатывается Китом. Планктон состоит их маленьких рачков, каждый из которых не видит кита. Так и мы зачастую не видим куда «несет нас рок событий». Но мы не рачки, мы - люди, которые могут мысленно выйти из процесса и попытаться «увидеть» его.
Пытаясь обосновать школьную систему, участники семинара предположили, что школьная дисциплина формирует у детей ответственность, математика развивает логику, заучивание стихов тренирует память и все знания необходимы для того, чтобы в будущем стать хорошим специалистом своего дела. Ответы эти стереотипные, и они не дают ответ на вопрос: «Зачем учить предметы, которые не пригодятся в будущей профессии?» А ответ: «Для общего развития», звучит как-то неубедительно, да и дети этого не понимают.
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, было предложено задуматься – когда и почему появилась система массового образования. И тогда мы вспомнили, что Евгения Онегина «Мсье Лабе, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». То есть в начале 19 века не было системы образования. Она появляется только во второй половине 19 века, да и то в Европе, а в России только после революции. Необходимость создания такой системы диктуется началом массовой индустриализации. И это были в первую очередь школы для рабочих и солдат. Именно создание системы образования позволило сделать резкий индустриальный подъем нашей страны в 30-е годы прошлого века. Отсюда понятно, почему все связывают образование только с будущей профессией.
Подробнее об истории системы образования мы поговорим на следующих семинарах. А в этот раз мы размышляли о том, как устроена эта система, и чему она должна учить.
Первое обнаружение – это система оценок. Вопрос: «Ради чего учатся дети? Ради знаний или ради оценок?» Вроде бы знания – это основа, а оценки – вспомогательный элемент системы. Но как-то незаметно этот вспомогательный элемент становится главным. Часто приходилось слышать такое: «Ну, все, экзамен сдал. Теперь можно все забыть!» Почему? Да потому, что «оценки», «аттестаты», «дипломы» задают статус человека в обществе. От того, «отличник» ты или «троечник», к тебе будут по-разному относиться. А знания - это личное богатство человека. Ценность знаний зачастую детьми не осознается, так как большинство знаний они не умеют использовать в жизни. Тем самым школа с детства приучает детей к статусности.
Второе – школьная дисциплина. С одной стороны, вроде учит детей порядку, с другой стороны, порождает целый ряд отрицательных последствий. Часть детей не могут принять школьную дисциплину. Их называют «хулиганами», а они вымещают свою злость на учителях и одноклассниках. В итоге система «тренирует» этих детей быть «асоциальными личностями». А наиболее робкие из детей в итоге получают мощный стресс, который мешает им нормально учиться. Большая часть детей приспосабливается к системе. При этом одни научаются хитрить, другие становятся «тихонями». Те, кто «списывает», «делает шпаргалки» учатся в школе «основам лукавства». К большому сожалению, часть учителей сами толкают детей на такие поступки. А «тихони», как сказал герой одного советского фильма, действуют по принципу «Двух У»: угадать и угодить. Зачастую это просто «зубрилки». Это люди всегда ведомые, не имеющие своего мнения.
И не надо забывать, что необходимость много времени проводить за партой, постоянное пребывание в большом коллективе, учебные перегрузки отрицательно сказываются на здоровье детей.
Конечно, это приблизительная схема. Но она показывает те опасности, которые таит в себе школьная система для православного воспитания.
Но если есть такое множество отрицательных моментов школьной системы, то на другой стороне весов должна быть та польза, которая как минимум уравновесит и оправдает ее. К сожалению, кроме того, что школа должна дать знания, чтобы в будущем дети стали хорошими специалистами, наши родители ничего придумать не смогли. Значит, - это тема для следующих семинаров.