Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

 2 мая в нашем храме состоялась Божественная литургия святителя Василия Великого. Служили отец Роман и отец Виталий. Великий Четверг Страстной седмицы считается особым днем: Цер­ковь вспо­ми­на­ет Тай­ную Ве­че­рю Гос­по­да Иису­са Хри­ста с апо­сто­ла­ми, на которой Спа­си­те­лем бы­ло уста­нов­ле­но глав­ное Та­ин­ство на­шей ве­ры – Та­ин­ство Ев­ха­ри­стии (При­ча­ще­ния). Господь освятил хлеб и вино, которые стали Его Телом и Кровью. Это самая великая тайна! Без этого таинства не может быть и Церкви, потому как Господь для того и пришел в наш мир, чтобы через Свои Святые Тело и Кровь дать возможность каждому, верующему в Него, восстановить прежде разрушенную Адамом связь с Богом и быть в единении  со Христом и верующими в Него в едином теле – в Теле Христовом. Поэтому все, кто считает себя православным христианином, стараются причаститься в этот день.
   “Любая трапеза — это питание человека, благодаря вкушению пищи человек живет. Сотворив мир и насадив растения (пшеницу — хлеб, виноград — вино), Бог дает их в пищу человеку (Быт.1:29). Пища — жизнь. «Но смысл, сущность, радость этой жизни не в пище, а в Боге, в общении с Ним» (протопресв. А. Шмеман). И вот от Бога, от подлинной жизни человек отпал, а через человека от Бога отпала и пища, т. е. весь тварный мир. После грехопадения Пища не помогает человеку восходить к Богу: пища — к смерти, к распаду. Где же та пища, которая вернет человека к Богу? Где та пища, которая насытит навсегда, после которой не будет через некоторое время пусто в желудке? Это Иисус Христос: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Христос говорит, что это Тело Его и Его Кровь — Он Сам. Он не символизирует хлеб и вино: это есть подобие, образ Тела и Крови Моих. Он сообщает Евхаристическим хлебу и вину новый смысл: «Сие есть Тело Мое…»
   Христос умер и Воскрес. Его смерть ведет в истинную Жизнь, которой нет конца (Рим.6:9 сл.). Воскресший Христос теперь вечно восседает одесную Бога Отца, «приобретя нам вечное искупление» (Евр.9:12), «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр.7:25). Причащаться Христа — значит подключаться к Божественной жизни, единственно подлинной вечной жизни, не причащаться — находиться в измерении падшего, преходящего, истлевающего мира. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). И «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» Литургия преображает наше время. Как преображена, одуховлена воскресшая природа Христа, так и наше время в Евхаристии становится иным.
   В момент Евхаристии мы становимся соучастниками Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство, мы становимся собеседниками апостолам («Вечери Твоея Тайныя днесь (т. е. сегодня), причастника мя приими») и одновременно мы свидетели Царства Небесного, наступившего после второго Пришествия Христова. Литургия позволяет нам приобщиться иного, уже неземного, порядка вещей, стать причастниками Божественного течения времени и Божественной жизни. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на Престоле Его» (Откр.3:21). Итак, Евхаристия неким таинственным образом объединяет людей. Объединяет таким образом, что каждый получает в Церкви свое место, каждый выполняет свое служение. И если размышлять о том, чему можно уподобить обретаемое в Церкви единство людей, на ум приходит… — тело, обычное тело, в котором каждый из членов драгоценен, каждый находится на своем месте… И Священное Писание, и Священное Предание единодушно свидетельствуют, что через Евхаристию мы соединяемся во Христе в единое тело, и тело это — Тело Христово. «Через Евхаристию община соединена в Тело Христово» (О. Клеман), через Литургию мы все становимся через Христа и во Христе едины.
    Церковь — это не просто община людей, собранная силой Духа Святого, укрепляемая и животворимая благодатью Таинств. Церковь — это соединение людей в единый организм — в Тело Христово; это место, в котором верующие обретают единство в таинстве Евхаристии. В Нем, во Христе, мы не только входим в общение с Богом, включаемся в Божественную жизнь, но и соединяемся друг с другом.” 
(Священник Константин Пархомнеко, Азбука Веры).
   Вечером в 19 часов, совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12-ти Страстных Евангелий.