Приходское собрание, которое состоялось в храме 11 марта, было посвящено проблемам православного воспитания детей. Докладчик – директор воскресной школы Мулаев Рустам.
В докладе было отмечено, что большинство православных родителей даже не задумываются о православном воспитании, полагая, что такое воспитание происходит автоматически, когда ребенок ходит в храм или/и в воскресную школу. И действительно, до определенного времени дети послушно ходят в церковь, но в подростковом возрасте они меняются и на службу их «не загонишь».
В чем проблема? Почему многие усилия не дают нужного результата?
Зачастую беда в том, что неправильно понимается цель и методы воспитания. В традиционном обществе, когда вся жизнь людей была пронизана верою, можно было просто привести ребенка в храм и учить его молитве. В наше время, когда вокруг много соблазнов, когда большинство в Бога не верит, православное воспитание нельзя свести только к изучению Библии и походам в храм по воскресеньям, хотя и это необходимо. Бог сам приводит к себе. А мы только соработники Бога. От родителей и учителей зависит воспитание доброй, честной, дружелюбной, трудолюбивой, разумной, смелой, ответственной личности, имеющей внутренний нравственный стержень.
Все начинается с семьи. Семья – это малая церковь. Но можно даже сказать больше: семья – это образ Рая на земле. Семья создается как союз любящих людей. Потом появляются дети. Дети любят родителей. Родители любят детей. Братья и сестры тоже связаны любовью. При этом в семье иерархия. Дети слушаются родителей. Родители заботятся о детях. И во всем любовь. Семья отличается от прочего социального мира, где отношения определяются деньгами и статусом. Поэтому именно в семье человек готовится к вечной жизни. Церковь – это большая Семья. Здесь все братья и сестры, здесь отцы, матушки и духовные чада.
В докладе приводились примеры того, к чему может привести нелюбовь родителей к своим детям. Однако было замечено, что и чрезмерная любовь, любовь-потакание может нанести сильный вред воспитанию. Плодом такой любви может стать детский эгоизм. Необходимо помнить, что воспитание – от слова питание. Поэтому родители в большей степени воспитывают ребенка не тем, что от него требуют, а тем, как они это делают. Ребенок «считывает» родительские дела и поступки. Именно поэтому так важна атмосфера семьи, отношения в семье. От этого во многом будет зависеть православное воспитание.
Начнем с начала. Уже с момента зачатия ребенок должен быть желанным. Его надо любить, пока он еще не родился. Известно, что если родители хотели избавиться от ребенка, а потом передумали, это уже отражается на ребенке, на его психическом и умственном здоровье. Поэтому, если хотите иметь хорошего, доброго, здорового ребенка – любите его еще до рождения.
Но вот ребенок родился. Ему нужна постоянная любовь, ласка. В первые годы жизни происходит самое большое постижение мира. И именно в это время многие родители не находят времени на ребенка. Это страшная ошибка и потом эти родители сильно пожалеют. С маленькими детьми необходимо общаться, рассказывать обо всем. Это влияет на психологический и на интеллектуальный мир ребенка. Если вы хотите, чтобы в будущем ваш ребенок хорошо учился в школе, чтобы он был добрым, отзывчивым – побольше общайтесь с ним на разные темы.
Следующая фаза жизни ребенка – когда он идет в детский сад и в школу. Большинство родителей не задумываются о том, с чем сталкивается ребенок в этих учреждениях. Детей сдают, как в камеру хранения. А там особая социальная среда, то есть система норм и требований. Система рамок. Это то, что он не познал, пока был дома. Дома тоже есть система требований. Но она покрывается любовью. В детском саду много детей, и поэтому воспитатель вынужден вводить дисциплинарные требования. Ребенок учится соответствовать нормам. Не все дети это принимают безболезненно. Мы знаем, что в детских садах многие плачут и болеют.
Вот этот процесс – процесс социализации, процесс обучения ребенка соответствовать нормам и требованиям - зачастую часто не замечают. Например, переводят ребенка в другой сад. А там другая система требований. Или переводят к другому воспитателю. Недаром в первых классах школы один учитель учит по всем предметам. Маленькому ребенку очень сложно перестраиваться.
Но с другой стороны – должен же ребенок научиться жить в обществе. Разумеется. Но необходимо помнить с какими проблемами мы можем столкнуться.
Первый вариант – ребенок физически не выдерживает этих требований. Он пытается всячески нарушить нормы. Идет постоянная война с воспитателями и учителями. Этого ребенка считают хулиганом. Итог такого воспитания – асоциальный тип. Потому что вся система «натренировала» его сопротивляться социальным нормам. Итог такого воспитания бывает очень печальным.
Второй вариант – ребенок не может выполнить требований и начинает хитрить. В школе это выражается в списывании, в подсказках. В обычной жизни – во всевозможных обманах, в подлых поступках. Это один из самых грустных вариантов. В итоге появляется такая личность, которая научилась жить в постоянном обмане. В книге «Отец Арсений», где рассказывается про священника в Гулаге, есть такое наблюдение: отец Арсений своей проповедью смог привести к вере убежденных коммунистов и «воров в законе». Это были люди сильные, с неправильными, но четкими убеждениями. Но ему ни разу не удалось привести в православие «шестерок», подлых личностей, способных на любой обман. Известно, что сатана – отец лжи. Любой грех начинается с обмана. Поэтому очень важно вовремя увидеть – не учит ли наша система воспитания постоянному вранью.
Третий вариант – ребенок научился легко соглашаться на любые требования. Такой ребенок – конформист. Зачастую считается, что это хорошо. Таких детей ставят в пример. На самом деле ничего хорошего. Это ребенок – раб. Им будут помыкать. У него не будет собственного мнения. Это не личность.
Зачастую путают забитость и смирение. Это разные вещи. Один батюшка на вопрос: «Как научить мальчика смирению?» ответил: «В начале научите его сдавать сдачи!». Парадоксальный ответ. Но смысл его в том, что смиренный человек не тот, который не делает какой-то поступок из страха, а смиренный тот, кто может сделать, но останавливает себя из каких-то высших соображений.
И вот дети дорастают до подросткового возраста. Многие родители замечают, что до 10-11 лет ребенок был послушный, а с 12-13 лет начинает дерзить, не слушается старших. У родителей теряется контакт с ребенком. И это называется трудный возраст. Есть родители, которые буквально вступают в войну со своими детьми.
Необходимо понимать, что подростковый возраст - это период формирования личности. Не бороться с ребенком надо, а помочь осознать себя как личность. У детей с 12-14 начинается собственное осмысление жизни, и они должны сами сделать правильные выводы. И если родители до этого времени не сформировали у ребенка критическое мышление, если не помогли обрести некий нравственный стержень, то он сделает выводы сам. Подросток увидит, что в храме скучно, а в миру весело. Он не будет понимать, зачем эти нудные службы. И он уйдет из храма. А если родители начнут сильно настаивать, используя метод «кнута и пряника», то рискуют полной потерей контакта с ребенком и формированием устойчивого отвращения к церкви.
Подростковый возраст – это этап взросления. Взрослые не должны потерять контакт с детьми, потому что еще лет через пять – десять подростки вырастут и сами станут родителями. У них будут свои дети, и им необходимо многое знать, чтобы не наделать собственных ошибок. Мудрость родителей в том, чтобы помочь детям и внукам в той науке жизни, которая, к сожалению, не изучается в школе.
С 25 марта в воскресной школе начнется постоянно действующий семинар для родителей, где все эти вопросы будут обсуждаться более подробно. Приглашаются все желающие.
19 марта 2018