Начав этот учебный год с обсуждения проблем школы, мы в дальнейшем несколько отклонились от темы. Вызвано это было тем, что наши рассуждения зашли в тупик, потому что мы по-разному понимали такие понятия, как личность, ответственность, чувство собственного достоинства и другие.
На семинаре, который состоялся 17 февраля, мы вновь возвратились к обсуждению проблем школы. Вспомнили, что рассуждая о требованиях к детям, мы так и не обосновали необходимость «мучить их». Единственный разумный аргумент – чтобы дети стали хорошими специалистами. Но в таком случае непонятно зачем учить те предметы, которые не пригодятся в профессии. Был, правда, такой аргумент: изучая предметы, мы повышаем общий образовательный уровень общества. И даже если сами не будем использовать эти знания, то сможем помочь нашим детям, когда они будут учиться. Мысль разумная, патриотическая.
На семинаре мы постарались глубже рассмотреть проблему. Если говорить образно, то наш мыслительный путь лучше сравнить с восхождением в гору. Вспомним метафору про «Кита», который нас поглощает. Радуясь, что нам удалось увидеть этого «кита», мы вдруг обнаруживаем, что это была небольшая рыбешка, которую в свою очередь поглощает вместе с нами еще большая рыба. И нам требуется подняться еще выше, чтобы увидеть этого «Большого Кита». Такое восхождение позволит нам более широко увидеть проблему, так как с горы видно дальше.
Итак, поставим такой вопрос: "Чему учит школа?"
Первое обнаружение – это различные навыки: читать, писать, считать, говорить на иностранных языках, учить наизусть стихи, рисовать, петь, рукодельничать и т.д. Этот слой школы обсуждать не будем, так как необходимость этого очевидна, а о технологиях обучения можно говорить, но это не входит в нашу задачу.
Второе – изучение всевозможных «наук». Вот тут возникают вопросы. Что и для чего изучается? Заметим, что кавычки поставлены не случайно, и это будет понятно из дальнейшего рассмотрения.
Любые науки возникают, как следствие размышлений, поисков, споров, открытий, непониманий и даже трагедий многих людей, которые стремились постичь истину. За любыми научными знаниями стоят судьбы многих людей, их труды, их споры, их переживания. На основании открытий, сделанных этими ученными, были созданы не только машины, заводы и фабрики, но вся современная СИСТЕМА производственных и общественных отношений.
В этой СИСТЕМЕ существуют «рабочие места», которые необходимо заполнить для ее функционирования. Но туда не могут прийти люди, не владеющие основами наук. Отсюда – запрос на ШКОЛУ.
ШКОЛА должна дать знания, но какие? Такие, которые позволят СИСТЕМЕ функционировать. Функционеру нет необходимости проходить тот путь, который прошли первооткрыватели новых знаний и творцов СИСТЕМЫ. Более того, это опасно. На многих производствах излишнее творчество может плохо закончиться.
Кто-то может возразить, что нужны и те, кто будет развивать СИСТЕМУ. Несомненно. Но таких нужно совсем немного. Для этого существуют разные спецшколы для одаренных детей. Функционеров нужно в разы больше.
Что это означает на практике? Детей заставляют учить предмет, например, физику. Ребенок не понимает, зачем эти формулы, зачем эти понятия. Его начинают дрессировать решать задачи, которые для ребенка являются абракадаброй, так как никак не вытекают из его жизненных интересов. В итоге ребенок учиться не хочет, потому что учеба для него лишена смысла. Тогда ему говорят – знания нужны, чтобы ты мог пойти на работу и зарабатывать деньги. Ну, а деньги понятно для чего – жить, содержать семью, что-то покупать, развлекаться. И всем все кажется логично. Одного только не замечают: ребенка изначально готовят «продавать» себя, свои знания, свой труд. А ради чего? Это мы обсуждали на предыдущем семинаре. Ребенок - будущий член «общества Потребления».
Многие удивятся – а разве что-то еще есть? Чем, например, плохо работать ради семьи, ради детей? Не плохо. Но если мы наших детей тоже готовим к тому, чтобы они «продавали» себя ради денег, то ...
А какая альтернатива? На семинаре был найден выход: работать не ради денег, а для служения людям. Вспомнили притчу про трех каменщиков, где каждого спросили, что он делает. Один пробурчал, что кладет кирпичи, другой ответил, что зарабатывает деньги, а третий сказал: «Я строю Храм». Внешне они делали одно и то же. Заметим, что третий не был ни архитектором, ни прорабом, ни спонсором стройки. Но он тоже Строит Храм. Если каждый будет учиться для того, чтобы Строить Храм, а не для того, чтобы зарабатывать деньги, тогда у нас будут Личности.
Но вернемся к школе. Итак, она готовит функционеров СИСТЕМЫ. А знания нужны, чтобы хорошо функционировать. Но тогда как же понимается «ученик»? Это такой неэлектронный робот. В его «нежесткий» диск необходимо записать определенную информацию. Учителя ругают ребенка за плохую память. У них есть программа, по которой они должны его учить. «Память», «программа»... Ну, чем не робот? В жестких вариантах любые живые проявления ребенка караются, чтобы он больше походил на робота. И это называют ответственностью. В лучших случаях ребенка изучают различные науки – физиология, психология и другие. Это уже неплохо. Но ребенок – не робот с определенными параметрами. Это унижение Личности.
На семинаре был проведен эксперимент. Был нарисован неизвестный предмет. Последовал логичный вопрос: «Что это?». Понятно, что люди предполагали услышать такой ответ, который они могут соотнести с теми понятиями, которые они уже имеют. Первый ответ: «Это утюг». Но так как предмет совсем не был похож на утюг, то последовал вопрос: «Как же он работает?». Итак, в голове у вопрошающих есть образ утюга, который не совпадает с рисунком. То же самое произошло, когда был ответ: «Нет, это комбайн». В конце концов было сказано: «Это Кинизайтер». Но такого слова никто не знал, поэтому у всех было замешательство.
Из этого маленького эксперимента можно сделать вывод, что узнавая новое, мы обязательно помещаем его среди «старых» наших понятий. А если мы слышим что-то для нас новое и непонятное, то возникает недоумение. Положим, слова «Кинизайтер» не существует. Но наши дети в школе часто встречаются со словами, смысл которых они не понимают и не знают, куда их поместить. Для понимания нужен какой-то опыт, которого у них нет. По большому счету, для новых понятий и знаний нужно подготовленное место в голове.
А что происходит сейчас? Знания передаются с помощью текста. Текст - это оболочка, которая несет новое знание. Это как сок в картонной упаковке. И вот ребенок получает этот текст. Он его обязан выучить и ответить. Но текст для него не несет никаких знаний, так как новые понятия у него никуда не помещаются. Это то же самое, что коробка из-под сока, но без сока. На упаковке написано «Сок», но внутри пусто. А что такое пустая упаковка? Мусор! И ребенок со временем начинает ощущать себя таким мусорным ведром. В него вдалбливают какую-то информацию, которую он не осознает. И тогда понятно, почему дети заявляют после экзаменов: «Все сдал, можно забыть». Все эти знания для него были мусором в голове, потому что не были поняты и осознаны.
Почему это происходит? Потому что знания – для того, чтобы зарабатывать деньги. А если я собираюсь служить людям, изменится ли статус знаний для меня? Если я хочу быть Личностью? После долгих размышлений был найден ответ и на это вопрос.
Знания имеют не только утилитарную ценность. Вспомним о тех, кто «добывал» эти знания. Тех, чьим потом, трудом и стремлениями создавался современный мир. Такие люди и сейчас создают живую науку, которая сильно отличается от той, в кавычках, что в школьных учебниках. Настоящие ученные свои открытия делали не ради машин и заводов. Они хотели понять, как устроен этот мир. Настоящие знания нужны для того, чтобы иметь свое мировоззрение. А без этого настоящей ответственной Личностью не стать.
На следующем семинаре мы продолжим этот разговор.
28 февраля 2019