Прощёное воскресенье. Вечерня с чином прощения

   26 февраля в нашем храме состоялась ранняя и поздняя Божественная литургия. Служили отец Роман и отец Виталий. Церковь в этот последний подготовительный воскресный день перед Великим постом сообщает нам сразу три темы: Воспоминание Адамова изгнания, вступление в Великий пост и Прощёное воскресенье.
  “Грехопадение Адама и изгнание из рая - основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь от одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. Так и мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся благодати Божией, данной в крещении (рая). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.” (Азбука Веры)
  Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая звучит в стихирах в конце всенощного бдения, а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим. 13:11-14:4) делает особой акцент на том, что каждому должно наблюдать за собой, а не за другими. И это предупреждение касается не только поста, но и вообще всего того, что нам может показаться неправильным в поведении других, тогда как наши собственные грехи и страсти для нас бывают не очевидны или вовсе не видны.
   Тема прощения ближних звучит в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Чин прощения, совершаемый в этот день после вечерней службы, настраивает нас на примирение с ближними. По древней Церковной традиции монахи, уходя в пустыню во время Великого поста, рисковали своей жизнью и могли не вернуться обратно, а потому спешили остаться в мире со своими братьями перед предстоящим трудным испытанием и возможной смертью. На проповеди отец Роман напомнил, что не формальное прощение угодно Богу, но искреннее намерение впредь постараться не совершать тех ошибок и обид, которые были допущены по отношении к ближним, а одно из главных условий Великого поста – никого ни в чем не осуждать, ведь важно не то, какие люди или обстоятельства вокруг, но то, как мы к ним относимся.