Покров Пресвятой Богородицы. Слово протоиерея Романа Сыркина

  "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный,
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся".

  14 октября  - Покров Пресвятой Богородицы - один из очень почитаемых праздников Русской Православной Церковью, хотя он и не входит в число двунадесятых. Божественную литургию в этот день служил отец Роман. Слово, сказанное им на проповеди, приводится полностью:
   "Полное название праздника на греческом языке: «Ἀνάμνησιν ἐπιτελοῦμεν τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ  ειπαρθένου Μαρίας» - «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». А в богослужебных книгах на церковнославянском языке: «Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии».
   Точной даты и истории появления праздника нет, так как в версии, описанной в сборнике житий святых XVI века «Великие Четьи минеи», не указан ни день недели, ни число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения во Влахернском храме, в котором находились святыни — риза и пояс Божией Матери. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что эти события произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года в Константинополе, когда над ним нависла смертельная опасность. Кто конкретно угрожал столице, историкам достоверно не известно, но испуганным жителям было понятно, что единственной надеждой на спасение остается молитва.
   Как это происходило, читаем в житии: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?». Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот, когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове, и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен, – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там».
   То, что видел святой Андрей, приоткрывает тайну, скрытую от нас, грешных. Церковь рассказывает нам, что на самом деле происходит во время богослужения: в каждом храме с нами невидимо молятся Спасителю Ангелы, все святые и Пресвятая Богородица. Житие говорит, что «Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца», так и мы через посредничество Церкви увидели, как Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. Да, это было давно, более тысячи лет назад, но Церковь в кондаке на праздник Покрова поет:

«Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу,
Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

    Церковь поет: «Днесь, сегодня, сейчас»... В Церкви другое течение времени, в Церкви присутствует вечность. И поэтому события, описываемые в стихирах праздника, воспринимаются как происходящие в момент богослужения. Но всё это было не только давно, но и в чужой стране. Почему же на Руси так много храмов в честь Покрова Богородицы? Их стали строить в XII веке. Один из самых древних и красивых — церковь Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси. Так почему же именно у нас такое радостно-благоговейное отношение к этому празднику?
    Первым поводом является предание о том, что святой Андрей Христа ради юродивый был славянином, попавшим некогда в византийский плен, и поэтому этот праздник мы можем считать как бы нашим, славянским.
   Другой «славянский след» предлагают некоторые историки, полагая, что события праздника описывают неудачный поход на Константинополь дружин русских князей - варягов Аскольда и Дира. А. В. Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что нападающими были именно русы, а сарацинские нашествия начались на полвека позже. Известно, что после этого похода, когда чудесное вмешательство высших сил остановило нападение варягов, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. В результате язычники Аскольд и Дир уверовали во Христа и приняли крещение.
   Но скорее всего, праздник Покрова стал «нашим» потому, что, вспоминая чудесное заступничество Богородицы, Церковь убедительно показывает, что нам делать, когда на нашу жизнь обрушиваются схожие обстоятельства. Когда человек или некое сообщество людей вынуждены признать, что привычные человеческие средства не работают. Причем смертельно опасными для нас могут оказаться не только люди, враждебно настроенные к нам, но и болезни, и трагические происшествия и обстоятельства, или даже наши нездоровые и мучающие нас помыслы. И мы, наконец, понимаем, что ни ум, ни сила, ни «связи», ни деньги уже не помогут. Одна надежда – обращение к Богу...
   Но встав перед Богом на молитву, мы вспоминаем, кто мы, вспоминаем наши грехи и ошибки, вспоминаем нашу не святую своевольную жизнь, и становится стыдно просить у Него «всяких благ». Мы осознаём, что «достойно по делам своим приемлем». Что
посеешь, то и пожнешь. Как же быть? И мы, «двоечники», обращаемся за помощью к «отличникам», к святым, и, конечно, ко Пресвятой Богородице, как к любящей и прощающей Матери, которой мы усыновлены самим Спасителем нашим Иисусом Христом. Мы веруем, что святые милостивы как и Пречистая Владычица наша, они научены милосердию самим человеколюбивым Богом. Они слышат нас. Из того же пространного жития Андрея Христа ради юродивого мы узнаем, почему он не увидел Богородицу в райском саду. Ангел ему объяснил: «Госпожа наша светозарная, царица небесных сил Богородица не пребывает сейчас здесь, ибо она находится в том бренном
мире ради поддержки и помощи тем, кто призывает Сына ее единородного, и Слово Божие, и её всесвятое имя». Все святые из своего опыта через дивные церковные песнопения передают нам, что Богородица «...Заступница усердная... в молитвах неусыпающая... за всех молит Сына своего...»
    Вот почему этот праздник так почитаем на Руси – мы вспоминаем, как жители Константинополя были спасены по молитвам Богородицы и святых, и нас согревает надежда, что Божья Матерь, со всеми святыми, вымолит и нас, грешных. Этой надеждой на Её заступничество пронизаны слова акафиста на Покров:
       «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

  День памяти преподобного Романа Сладкопевца Церковь празднует так же 14 октября, поэтому его и изображают на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня у нашего настоятеля день тезоименитства. Ольга Петровна поздравила отца Романа от лица всей общины. Певчие, у которых сегодня тоже особый праздник, исполнили батюшке: "Многая лета..."