«Письмо однокурснику» (об атеизме)

А.А.Жданов
Письмо однокурснику  Вадиму Зырянову

  Вадик, разбудил ты меня своим цитированием мантры Маркса (подхваченной Лениным) – «Религия - опиум для народа».
  Судя по лёгкости высказывания, ты, причисляя себя к атеистам, смутно представляешь себе, что это такое. Не уверен также, что ты осознаёшь разницу между Богом, верой, религией, церковью, священнослужителем и бородавкой на носу священнослужителя. Потому что разговор ведёшь лишь на уровне «бородавок».
 Если не против, то, пользуясь правом собрата по Alma mater, попробую устроить для тебя маленький «ликбез» (может пригодится).
 Первое. Если ты атеист, то должен знать, что атеизм - это одна из религий. Как писал Николай Бердяев, «Атеизм гонит все религии именно потому, что сам является религией». Ни грамма науки в так называемом «научном атеизме» нет, потому что в нём нет никакой доказательной базы. Хочешь верить в то, что в Мире нет ничего Высшего и что конечным результатом твоего многолетнего самосовершенствования будет лишь кучка вонючего праха – верь на здоровье (это твой личный выбор). Но не забывай, что это всего лишь твоя религия. И причём именно та, которую можно назвать «опиумом». «Ширнулся» атеизмом и кайфуй - никаких высших целей, моральных обязательств и нравственных запретов.
  Второе. Психологи давно установили, что подлинных атеистов практически нет. Точнее, они есть, но лишь один на несколько миллионов человек (меньше, чем слепорождённых). Все же остальные «атеисты» относятся к одному из семи видов псевдоатеистов (то есть, ещё не слепых, но плохо видящих).

 1-й вид псевдоатеизма - это неосознанная вера. Это когда вера человека (то есть знание его души о Боге) им явно не осознаётся и поэтому на вербальном уровне не формулируется. Но если такой человек попадает в критическую ситуацию (скажем, под артобстрел), то все чувства (включая духовные) обостряются, и он вдруг начинает молиться, забыв про партбилет. Фронтовики в один голос говорят: «В окопах атеистов не бывает».
 Один старый инструктор парашютного спорта рассказывал, как он всегда спрашивал курсантов в последний момент перед первым прыжком (при уже распахнутой двери самолёта): «Ну, кто не верит в Бога? Поднимите руки!». За двадцать лет ни один(!) не поднял.
 2-й вид псевдоатеизма - это боязнь веры. Такой человек понимает, что, назвавшись верующим, он принимает на себя ряд обязательств и ряд ограничений. Но ему не хочется ни напрягаться, ни признавать свою слабость. И вот он маскирует свою духовную вялость под якобы имеющиеся у него «атеистические убеждения».
 3-й вид псевдоатеизма – суррогатная вера. У псевдоатеистов этого вида имеются смутные духовные интуиции о том, что «Что-то есть», но это «Что-то» не оформляется у них во что-то внятное и закономерно обрастает суевериями и мистическими фэнтези.
  На вопрос о принадлежности к какой-либо религии или Церкви они отвечают отрицательно (отчего и почитаются атеистами), а своё предпочтение оставаться в духовном невежестве мотивируют по-разному. Одни (их большинство) просто элементарно ленятся учиться; другие говорят, что «Свой Бог у каждого в душе, а значит у каждого своя вера»; третьи (самые «продвинутые») вопрошают: «А где -- покажите нам -- у Церкви доверенность на право говорить от имени Бога?!». При этом, они пропускают мимо ушей довод о том, что Церковь никогда и не говорит от имени Бога, а лишь сообщает сумму накопленных ею духовных знаний (как делается в любой области знания – от медицины до математики).
 4-й вид псевдоатеизма -- это особая форма протеста против Бога (хотя сам протест свидетельствует о признании Того, против кого он направлен).
  Здесь больше всего копий сломано в вопросе о так называемой «вине» Бога в несовершенстве Мира. Вопрос ставится так: «Если Мир сотворён Всемогущим и Всеблагим Богом, то откуда в нём столько зла? Потому что если Бог сам сотворил зло, то Он не благ, а если зло существует вопреки Его воле, то Он не всемогущ».
  За тысячи лет этот «вечный вопрос» вывихнул не одну тысячу мозгов и народил множество ответов (дуализм, деизм, гностицизм и пр.). Свой ответ дало, конечно, и христианство. Очень кратко этот ответ выглядит следующим образом.
  Бог сотворил человека разумным, суверенным, способным к творчеству, бессмертным и свободным – «…по образу Своему» (Быт., 1,27). Духовная свобода – важнейший элемент богоподобия человека. Однако именно в ней таится великая опасность, если она не сопряжена с другой (и, причём, главнейшей) чертой Образа Божия – быть Любовью.
  Но любовь – не механизм, который можно сконструировать, изготовить и вставить в чью-либо душу в готовом виде. Она по самой своей природе есть результат свободного выбора суверенного существа. То есть, высшая степень богоподобия человека – быть Любовью -- не даруется, а достигается. В этом-то собственном преображении и заключается главная задача человека. И только
таким (преображённым) он сможет пребывать в нетленном мире, существующим по Законам Любви.
  Отправившись в самостоятельный путь, свободный, но ещё несовершенный человек, должен был совершать (и совершает) не только духовные подвиги, но и падения. И вот эти-то духовные падения являются актами рождения зла. То есть зло, царящее в мире, не создано Богом, а является незаконнорожденным дитём человеческой свободы.
  Бог может уничтожить мировое зло, но только вместе с человеческой свободой, а это равносильно уничтожению самого человека. Сохранив же человеческую свободу, Бог неизбежно попустит в мире зло. В этом, как кажется, неразрешимом противоречии и заключена вся "Драма Мира". Однако выход из этого кажущегося тупика есть, и он указывается христианством.
 Осознание и принятие сказанного требует духовных усилий. Если человек не желает на них тратиться, то он становится «псевдоатеистом 4-го вида».
  Примечание. Если интересно, то в дополнение к сказанному могу в двух словах изложить тебе церковное учение о природе зла. Это не какая-то отвлечённая схоластика, а то, что добыто опытным путём и имеет самое прямое отношение к практической жизни.
 Вот важнейшие выводы этого многовекового исследования.
1.Зло не может быть определено отрицательно (как несовершенство природы или как недостаток чего-либо), но оно имеет собственную активную сущность.
2.Активность зла не стихийна, а значит, зло персонифицировано (имеет своего разумного одушевлённого носителя).
3.Активность зла не бесцельна. Оно направлено против добра, правды, красоты и самой жизни (то есть, против всего Божьего).
4.Зло стремится к расширению. Оно не может иссякнуть и выгореть само, но захватывает всё, что ему не сопротивляется.
5.Зло является незаконнорожденным дитём человеческой свободы, но его зачатие происходит от гордыни.
    Почему от гордыни? Да потому что именно гордыня является прямой противоположностью любви. Ведь сущность любви заключается в самоотдаче, а сущность гордыни в самоприсвоении, начиная с присвоения себе заслуги в обладании дарами Божиими (и самовозношения на почве этого самообмана).
  Легко видеть, как далее из этого корня вырастает целый букет пороков – ложь, зависть, ненависть, жестокость, властолюбие, тщеславие, жадность, трусость… Но главное, что гордыня разрушает отношения сыновнего послушания твари с Творцом, а разрыв с источником света и жизни неумолимо влечёт восставшую тварь ко мраку и смерти. Неслучайно святые отцы единодушно называют именно гордыню матерью всех смертных грехов, а лекарством от неё почитают смирение (не путать с его имитацией-- «смиренничеством» и его перевёртышем – соглашательством, которое есть смирение перед злом).
  По Церковному преданию, первым из тварных существ злоупотребил своей свободой не человек, а духовное существо – архангел Люцефер (др.евр. «Светозарный»), который, по словам Григория Богослова, «возмечтал о царственной чести великого Бога». После этого он стал именоваться сатаной (от др. евр. «сатан»-«противник») и дьяволом (др. греч. «клеветник», «лжец», «подстрекатель»). Он и явился первой персонификацией мирового зла – его одушевлённым носителем.
 Сатана-дьявол от начала времён (от Адама и Евы) подстрекает человека ко злу, играя на человеческой гордыне и пользуясь уловками лжи. Причём, как повествуют первые главы Ветхого Завета, подкрадываясь к человеческой душе, он начинает с клеветы на самого Бога. Мол, Бог вас обманывает, говоря, что нарушение его запретов ведёт к смерти. Не слушайтесь Его и «…нет, не умрёте, но… (сами) будете, как боги…» (Быт., 3, 5-6).
  Судя по состоянию сегодняшнего Мира, «враг рода человеческого» во многом преуспел, но он по-прежнему не властен над человеческой свободой. Окончательный выбор между добром и злом в любом случае остаётся за человеком, а значит только на нём лежит ответственность за совершённое зло.
  Заметим, что разбираемый здесь псевдоатеизм 4-го вида тоже гнездится в клевете на Бога. Но вот принять или не принять эту клевету – свободный выбор человека.
  5-й вид псевдоатеизма -- это уже упоминавшийся «научный атеизм». К нему более всего склонны «технари», представители точных наук и особенно «продвинутые» программисты (для них существует только то, что может быть оцифровано). Забавно, что представители этой «касты посвящённых» (не знающие, что такое пространство, время, материя, энергия, электричество, гравитация) считают себя вправе выносить вердикт о бытии Божием. Этот вердикт звучит так: «Если Бог не может быть предъявлен наблюдателю повторяющимся эмпирическим экспериментом, значит Он не существует».
  Но ведь и любовь не может быть «предъявлена наблюдателю» инструментально-пробирочным экспериментом. И тем более она не может быть количественно измерена с помощью термометра или амперметра. Однако все мы знаем о её существовании именно опытным путём. Просто это не инструментальный опыт, а опыт души.
  Ещё древние говорили: «Подобное познаётся подобным». Именно этого-то не могут осознать «научные атеисты». Находясь в клетке чувственного опыта и физического эксперимента, они сами себя почитают реалистами. Однако психиатры именуют такую неспособность субъекта выйти за рамки избранного им предмета «профессиональным кретинизмом».
  6-й вид псевдоатеизма -- это так называемый «мещанский атеизм».
 Ему чаще подвержены духовно вялые и по-обывательски ограниченные люди (что не мешает некоторым из них иметь два высших образования). Люди этого склада в своих мировоззренческих интересах не дотягивают до вопросов религии, веры и бытия Божия. Богоискание – не их тема. Их религиозные интересы ограничиваются обсуждением политики Церкви (как организации) или «перемыванием костей» конкретных священнослужителей. В обоих случаях они легко находят повод для осуждения (поскольку только его ищут) и с благородным негодованием отвергают религию, как что-то их недостойное. 
  Дискутировать с представителями «мещанского атеизма» труднее всего именно в силу узости их взглядов. Их главный аргумент – «Но это же правда!». На него можно возразить лишь одно. Да, правда, что в прямой кишке человека (даже самого симпатичного) находится настоящее, извиняюсь, дерьмо. Но то, что оно составляет суть человека – ложь. Хотя с точки зрения глиста… - оно конечно. Вот в точке зрения тут и состоит вся проблема.
   7-й вид псевдоатеизма – сознательное богоборчество (сатанизм).
  Уже говорилось о том, что атеизм является религией. Слово же «религия» происходит от латинского «religare» -- «соединять, связывать». Религии, основанная на вере в Бога, есть путь соединения человека со своим Творцом. Религия же, основанная на отрицании Бога (атеизм), есть путь соединения человека со всем противным Богу.
  Духовный нейтралитет в этом вопросе есть состояние неустойчивого равновесия. Даже не всерьёз бравируя атеизмом, человек тем самым «отмахивается» от божьей поддержки и оказывается в зоне духовного риска. Здесь он может действительно соединиться с божьим противником (сатаной) и дойти до изуверства (изувер есть изуверившийся человек).
  Вот такие семь вариантов. Какой из них ты готов примерить на себя? Или ты пока ещё не думал?

С пожеланием здравия тела и души,
Саныч
25.07.2021.