"По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве".
Евангелие от Луки, 2:21
14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что на восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При этом Ему было наречено имя Иисус, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику. Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример того, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12). Обрезание Господне относится к великим, но не двунадесятым праздникам. На вечерне читается паремия из книги Бытия об обрезании как символе завета Бога с Авраамом. Без обрезания, которое совершалось в Ветхом Завете на 8-ой день после рождения младенца, человек не мог войти в общество избранного народа. Так и без духовного обрезания христианин не может войти в Царствие Божие. Важно постоянно, ежедневно и даже ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию.
В этот же день празднуется память святителя Василия Великого (330 - 379 годы) - величайшего богослова и гимнографа. Толкователь Писания, церковный благотворитель и аскет, он приложил усилия для упорядочения жизни монашества, до этого развивавшегося стихийно. Церковь называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий родился в Каппадокии. В благочестивой семье было десять детей, пять из которых, а также их мать святая Эмилия позже были причислены Церковью к лику святых. Будущий святитель получил разностороннее образование в Константинополе и Афинах. Чувствуя призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, где изучал творения святых отцов и жил подвижнической жизнью. Став епископом Кесарии, прославился как пламенный защитник Православной веры. За свою короткую жизнь (он прожил всего 49 лет!) святитель оставил много богословских трудов. За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий был назван Великим.
Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви – Крещению и Евхаристии, вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии. Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году: накануне Рождества Христова и Крещения (в Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 14 января, в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу.
Святитель Василий почил в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Дни памяти: 1 января, 30 января (3 свт.) Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394) в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".