Неделя 21-я по Пятидесятнице. Святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца

     29 октября в нашем храме состоялась ранняя и поздняя Божественная литургия. Служили отец Роман и отец Виталий. В этот день Церковь совершает память святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского (1887 - 1962). Почти вся жизнь святителя Афанасия - это тюрьмы и ссылки, тяжелейшие испытания - гонения за веру, но ни при каких обстоятельствах владыка не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая стон, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога!» И первым запевал: «Хвалите имя Господне». И пение это его оживляло. Вновь пришедших узников владыка ободрял: "Не падай духом. Господь сподобил тебя, по Своей великой милости, немного за Него пострадать. Благодари Бога". (Азбука Веры)
Святитель Афанасий, находясь в ссылках в лагерях, написал службу Всем Русским святым - "самое замечательное произведение русской православной гимнографии за современный период развития современного русского песнотворчества". Святитель был ревностным защитником всего Церковного и много раз отстаивал от поругания святыни и обряды, обращая и вразумляя сошедших с пути, приводя к Богу, к Церкви и к православной вере. Однажды на вопрос: «Как спастись?» он ответил: «Самое главное - это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера - фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье - молитва, четвертое - добрые Дела. И хуже всякого греха - отчаяние». К покаянию владыка учил прибегать как можно чаще, сразу, как только осознается грех, - очищать душу слезами покаяния.
   На Богослужении читались фрагменты из Евангелия от Луки (Лк.8:5–15) и послания Апостола Павла к Галатам (Гал.2:16–20). Ниже приводится толкование протоиерея Вячеслава Резникова на притчу о сеятеле:
   "Сегодня мы слышали притчу о сеятеле и о возможной судьбе отдельных семян. Иное падает при дороге, иное в неглубокую землю, иное среди терний. Но все мы предназначены и призваны быть землей, приносящей «плод сторичный», быть среди тех, «которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении».
  Земля души во-первых должна быть «доброй», созвучной семени, подобной ему. Во-вторых, она должна быть «чистой», не иметь в себе семян заблуждений и пороков, способных вырастать в страсти и заглушать остальное. И она должна доверять силе принятого семени, быть до конца терпеливой, чтобы не раскапывать его каждый день: нет ли уже чем похвалиться, или от чего прийти в уныние.
   Но Священное Писание и глубже показывает тайну плодородия, показывает, так сказать, образ сцепления Божественного семени с принявшим его сердцем. «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Вот те узы, которыми так удивительно сплетается Слово Божие с живой душой: смерть со смертью, и жизнь с жизнью. В душе должно быть и ощущение своей смерти, и жажда истинной жизни. И понимание спасительной необходимости смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, и опять же – готовность сораспяться Христу, ради вхождения в Его жизнь. А если и жизнь, и смерть не воспринимаются как равно необходимые, то Божественное семя не выдержит жаркого солнца, не подавит терний и не принесет плода.
   Но наиболее печальна судьба того семени, которое «упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его». Господь объясняет, что «это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Почему «похищает и уносит»? Разве мало, что оно и так в мертвой земле? Но диавол знает, что душа может ожить, прийти в себя и ухватить семя. Но что же он делает с унесенным? А он его искажает, примешивает ложь и возвращает назад через еретиков и сектантов. Как и Самому Господу Иисусу диавол предлагал такое вырванное из Библии слово. Он вознес Иисуса на высоту и сказал: «бросься отсюда вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Господь знал, что на это ответить. Но ведь другой, имеющий в душе терния гордыни, жаждущий лести и похвал, мог бы и соблазниться, и броситься, забыв, что сказано также: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:6–7).
   Поэтому будем скоры на слышание, а главное – на исполнение (Иак.1:19, 22). Потому что, если не услышим спокойно звучащего для нас Слова Божия, диавол тут же унесет его, сделает увлекательным, приспособит к нашим страстям и подсластит им свою отраву. И это последнее, ложное знание будет хуже первого, полного невежества.
" (Протоиерей Вячеслав Резников)