2 сентября мы празднуем день пророка Самуила - последнего Судьи Израильского, жившего за 1146 лет до Рождества Христова. Первоначально израильский народ признавал единственным хозяином своей судьбы только Бога. На земле правили люди духа - Патриархи, Божии избранники, Судьи. В молитве и в праведности они общались с Богом и были проводниками Его воли, соблюдая первую заповедь, данную Богом: "Я Господь, Бог твой ... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим" (Исх. 20: 2).
При жизни пророка Самуила случился трагический переворот: заколебалась вера израильского народа. Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул. Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия, которое было завершено много столетий спустя: перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: «Нет у нас царя, кроме кесаря..»
Однако Бог всемилостив. Он продолжает каждый день звать нас к Себе. Приглашает нас на пир - на Божественную литургию. Да и человеческая душа всегда ищет встречи со своим Создателем. Поэтому службы в церкви не рекомендуется пропускать — об этом говорил сегодня на проповеди отец Роман.
Бог сотворил человека (Быт. 1, 26) разумным и свободным, по Своему образу и подобию. Но в Библейском повествовании человек призван не только к личному совершенству. Создатель предназначил нас для совершенствования окружающего мира (Быт. 2, 15). Однако, ни для кого не секрет, каковы сегодня масштабы техногенных катастроф. Ущерб, приносимый ими, оценить невозможно. Гибнут и люди, и животные. В нашей обычной жизни достаточно хотя бы раз посмотреть на любую свалку со стороны, чтобы понять, какой объем отходов мы производим. Часто вещи, купленные в магазине, уже через месяц оказываются не нужны, таким образом целые производства работают на загрязнение природы. Мы с легкостью покупаем продукты в индивидуальной упаковке, потом выбрасываем этот пакетик и думаем, что ничего не происходит. А ведь многие оставляют мусор после себя на красивой поляне или в лесу — там, где только что отдыхали.
Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии зафиксирована в документе, который был принят Архиерейским Собором в 2013 году. После службы был совершен особый чин молебного пения о сохранении творения Божия, который призывал нас к необходимости добросовестного отношения к окружающему миру. В молитвословиях этого чина звучало прошение ко Господу: «..Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней... Исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше...»