21 ноября Церковь совершает Соборную память Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Божественную литургию в этот день служил отец Роман.
Мир есть видимый, и есть невидимый. Видимый мир наполнен людьми, а невидимый - ангелами. По учению Дионисия Ареопагита (5 или нач. VI в.) выделяют девять ангельских чинов. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю Ангельскую иерархию составляют Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы. Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям.
Православный христианин на протяжении всей своей жизни обращается в молитве к Ангелу-Хранителю, который даётся ему при святом Крещении, с просьбой о заступничестве перед Богом о прощении грехов. Святитель Феофан Затворник говорит, что надо просить ангельского руководства и помощи: "Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а привлекать Ангельское содействие. А это как делать? Вот как! Надо помнить, что есть у нас Ангел Хранитель, и иметь к нему умное и сердечное обращение, – и в обычном ходе жизни нашей и тем паче, когда она чем-либо возмущается; когда нет такого обращения, то Ангелу нет способа вразумить нас". Будем же признательны Святым Ангелам за то, что они не покидают нас за наши грехи, а научают покаянию.
Само понятие ангел в перевод с греческого означает вестник, посланник. Их дело - быть посланниками и служителями для Бога и для человека. Человек является венцом всего сотворенного Богом мира и связующим звеном между миром земным и миром духовным, ангельским. Именно человеку было предназначено разумно управлять, творить и созидать в этом мире и помогать ему должны были ангелы. Но один из ангелов, Денница, прекрасный как утренняя заря, возгордился собой, ослушался Бога и пал. Став непослушным Богу, он привнес смуту в ангельские ряды. Но когда многие заколебались, Архангел Михаил (его имя в переводе означает вопрос “Кто, как Бог?”) возглавил воинство светлых Ангелов в их борьбе против диавола и остановил смятение, Сатана был низвержен, а вместе с ним и треть всего ангельского воинства. Именно этот вопрос ставит все на свои места. Никто не может быть как Бог. В своем падении Дьявол по своей зависти приложил руку к тому, чтобы вместе с ним пал и человек. Поверив его лжи, человек утратил свою связь с духовным миром. Из-за непослушания Дьявола и падения человека нарушился естественный порядок вещей как в материальном, так и в духовном мире. Но если в ангельском мире, чтобы все исправить, Богу не потребовалось стать ангелом, то чтобы исцелить человеческую природу, искаженную грехом, Богу пришлось стать человеком и принести Себя в жертву для спасения всех людей. Это говорит о том, как глубоко было падение, и какая цена потребовалась, чтобы все исправить. Участь падших ангелов по преданию Церкви предрешена, ведь их выбор невозможно изменить ввиду отсутствия физических тел. А вот участь человека может меняться! Пока у каждого из нас есть тело, есть и возможность сделать выбор, о котором Господь спросит и который определит нашу окончательную судьбу.