Очередной родительский семинар 3 февраля продолжил обсуждение темы ответственности. Еще раз уточнили, что по настоящему ответственным можно считать только развитого человека, способного понять последствия своих поступков. Если человек заявляет: «Я постараюсь», это может обозначать, что он переживает за результат своей деятельности, но не гарантирует результат. И это безответственно. К сожалению, так происходит в школе, где стремятся воспитать «культурного человека», а получают зачастую «устойчивое отвращение ко всем наукам».
В качестве упражнения в понимании проблемы был просмотрен миниспектакль, который наши дети ставили в свое время для сюжетно-деятельностной игры «Изумрудный город» по мотивам сказок Волкова.
В спектакле Железный Дровосек (правитель страны Мигунов) приходит к своему другу Страшиле (правителю Изумрудного города) и рассказывает про доброго человека Абжурда, который пришел из Большого мира. Абжурд подарил им всякие электрические приборы, предложил построить электростанцию, пообещал и дальше снабжать их разнообразными машинами и компьютерами в обмен ... на волосы. Страшила, который вначале обрадовался доброй помощи, вдруг резко меняет свое мнение и отказывается подписывать договор с Абжурдом. При этом он отрицает, что ему не нравится электричество и машины, или что он боится за свою власть. «Меня не устраивает цена»,- говорит он. «Какая цена? – волосы?» - удивляется и возмущается Железный Дровосек. В итоге они ссорятся.
Вопрос: из-за чего Страшила поссорился с Железным Дровосеком и как их помирить?
При обсуждении высказывались различные версии, вплоть до мистических. Например, что через волосы будут управлять людьми. Кто-то считал, что Страшила из чувства справедливости переживал за тех, у кого волосы растут плохо. Кто-то настаивал, что Страшила боится потерять власть, хотя он сам это отрицал.
Но в конце концов, участники семинара пришли к пониманию, что продавшись «за волосы», жители Волшебной страны превратятся в «стадо баранов». Их будут «подкармливать» машинами и компьютерами, заботиться о них, а потом будут «стричь». В спектакле прозвучала фраза: «У людей появится свободное время, они будут радоваться и играть. А на планшетах много игр». Это и натолкнуло на мысль, что жителей Волшебной страны сделают зависимыми от машин и электронных игр, то есть «марионетками». Страшила, поняв эту опасность, как ответственный правитель, отказывается от договора даже ценой ссоры с другом.
То, что могло произойти в сказочной стране, уже давно реализовано в реальном мире. «Системе», где правят Деньги и Прибыль, очень важно сформировать общество потребления. А идеальным потребителем является беспечный ребенок. Но ребенком всю жизнь прожить нельзя. А вот подростком можно. Подросток физически уже полноценен, а умственно ещё ребёнок, под опекой родителей, и поэтому не принимающий серьёзных решений. Такое «счастливое беспечное время жизни». А «Система» производит все больше и больше, все интереснее и разнообразнее. И с помощью особой культуры и социальных программ она стремится всех превратить в «вечных подростков». Ответственный человек не станет покупать лишнего, не будет лезть в кредитное рабство. А люди с «подростковой психологией» будут продавать себя, свои таланты ради новых вещей, новых удовольствий, будут бороться за право заниматься всякими непотребствами, будут избегать связывать себя семьей и детьми, то есть полностью отдают себя «Системе», что мы видим в развитом виде в западном мире.
К сожалению, люди не видят проблемы именно потому, что стереотипы такого подросткового инфантилизма уже проникли в наше сознание. Превращаясь в «баранов», люди забывают о Чести и Чувстве Собственного Достоинства. Только не нужно путать это с гордыней. Гордыня – превозношение над другими. Чувство Собственного Достоинства - это внутренний стержень, самоосознание себя личностью, которое не опустится до уровня скота, раба, вещи, товара, марионетки в чужих руках. Именно такими «марионетками» управляют «вершители судеб народов», которые манипулируют массовым сознанием и толкают людей на безответственные деяния.
Возвращаясь в школе, необходимо понимать, что и она не избежала влияния «Системы». На следующих семинарах мы подробнее обсудим, чему же учит школа.