Первая реакция на просмотр фильма «Сталкер», вторую серию которого мы посмотрели 2 февраля, было полное молчание, потому что количество смыслов, которое порождает этот фильм, трудно осознать сразу (о просмотре 1-й серии "Сталкер")
Понятно, что фильм поднимает вопросы о Счастье, Чуде, Вере. Об отношении к этому Ученых, Писателей, т.е. тех, кто считается культурной элитой общества. С помощью «таинственной зоны» фильм позволяет рассмотреть общечеловеческие проблемы с разных сторон. Здесь и лживость «неверующей» науки, которая, не признавая чуда, тем не менее тащит бомбу, чтобы ее взорвать. Здесь откровения Писателя, который жалуется, что он хотел изменить людей, а они изменили его, потому что вынужден был им угождать. Здесь страх перед тем сокровенным, что скрыто внутри нас. В этой ситуации только Сталкер представляется живым и ищущим по сравнению c такими «интеллигентами». Но и он несчастен: "Никто мне не верит, не только эти. Они же ни во что не верят! Кого я буду туда водить?». На этом фоне парадоксальна позиция жены Сталкера, которая истерит, когда он опять идет в зону, а в конце фильма признается, что ее счастье в жизни именно с таким мужем.
Этот фильм кто-то пытается понять как путь к Богу, кто-то видит движение в противоположную сторону. Кто-то ругается из-за затянутости многих эпизодов, кто-то считает, что фильм необходимо было смотреть «по кусочкам» и попытаться понять каждый из них.
Но после некоторого обсуждения все согласились, что фильм «Сталкер» нельзя разбить на фрагменты, так как это некий объемный кристалл, вращая который можно с разных сторон увидеть разные смыслы. А однозначная трактовка фильма убивает его красоту. В этом гениальность Андрея Тарковского.
Конечно, фильм во многом не для подросткового сознания. Он «на вырост». Глубокие смыслы ребята смогут понять только в зрелом возрасте. Но задуматься можно уже сейчас.
04 февраля 2019