На очередном заседании родительского семинара, которое прошло 13 января, был продолжен разговор об ответственности. Тема воспитания ответственности поднималась с самых первых семинаров. Еще раз уточнили, что можно говорить об ответственности «за страх» и ответственности «за совесть». К сожалению, зачастую педагогические усилия направлены на формирование такой ответственности, когда ребенок боится наказания от взрослых, а не когда он понимает последствия своих поступков. Но для понимания необходимо много знать. Таким образом, мы снова возвращаемся к системе образования.
Каким знаниям должна учить школа, чтобы формировалась ответственность? Понятно, что если мы готовим человека к профессиональной деятельности, то он должен получать такие знания, которые позволяют совершать ответственные действия в своей профессии. Знания должны быть инструментом для деятельности. Если ребенок не знает, как применить знания, то они превращаются в пустую информацию.
Но в случае православного воспитания важны не профессиональные знания. Ребенок должен задуматься о мире в целом, о себе, о смысле своей жизни. Учит ли таким знаниям школа? Возможно. Например, на уроках литературы дети пишут сочинения. К сожалению, многие сейчас просто списывают их из Интернета. А такие предметы, как история, обществознание вообще всерьез не воспринимаются.
И вот тут мы опять вернемся к родителям. Необходимо понять, что ругать или критиковать систему образования бессмысленно. Это данность, которую мы изменить не можем. Воспитывая своего ребенка, родитель должен относиться к школе, как к инструменту, который ему дан. Также он должен относиться к музыкальной, художественной, воскресной школам, кружкам, секциям и т.д. Это все инструменты, а ответственность за воспитание несет сам родитель.
Но родитель, также как и ребенок, ограничен уровнем своего понимания тех процессов и явлений, в которых он находится. И поэтому осознание того, как устроена школа, как устроено общество, как и по каким законам мы живем, является условием сознательного отношения к воспитанию. Если родитель сам не развивается, сам себе не задает этих вопросов, не пытается в этом разобраться, то он не сможет этому научить ребенка.
Другими словами, воспитание сознательной ответственности напрямую связано с таким понятием, как развитие. Маленькому несознательному ребенку ничего не доверяют. Социальная ответственность растет по мере взросления. К сожалению, взросление понимается, как возрастание в летах. Настоящее взросление происходит по мере более глубокого осознания окружающего мира и себя в этом мире. Праведные нотации тут не помогают. Разумные родители, понимая, что их ребенок – это растущая личность, должны давать ребенку зону его ответственности, в которой он может совершить свои поступки. Но не бросать его, а научить критически анализировать последствия этих поступков. Разумеется, для этого родитель сам должен обладать такой способностью.
Тут необходимо понять природу таких знаний. Когда мы передаем знания через текст, то тот, кто их получает, становится более эрудированным. Но это внешние знания. Они зачастую «не трогают человека». Но то, что человек пережил, прочувствовал, перестрадал, а потом осмыслил и сделал вывод – такое знание для него очень значимо.
В качестве примера был показан фрагмент дискуссии, который произошел во время сюжетно-деятельностной игры «Спасатели человечества» в селе Рожново в 2016 году. Ребята не просто высказывают свое мнение, но они это делают очень эмоционально. При этом кто-то согласен, кто-то нет, кто-то не хочет нести ответственность, кто-то призывает к ответственности, кто-то всех стыдит. Позиции у ребят разные, но они едины в том, что нет равнодушия.
Но это особая педагогика, о которой мы будем говорить на следующих семинарах.
16 января 2019