Это фрагмент истории строительства храма не с начала, а с того времени, когда в 2000 году уже соорудили свод четверика, возводилась звонница, и предстояли технологически сложные работы по возведению центральной главы храма, самой большой из девяти задуманных по проекту. Было принято решение на высоту поднять уже готовую главу, а все конструктивные работы выполнить на земле, что и осуществилось в декабре 2002 года. Про этот период времени и рассказывается далее.
Особенностью нашей стройки было то, что по разным причинам нередко возникали отклонения от первоначального проекта, поэтому обычные чертежи перевели в трехмерные, чтобы можно было показывать архитектору то, что получается, для поправок и дальнейшего утверждения. Трехмерное моделирование храма и его отдельных элементов, в том числе и главок, осуществил Юрий Морозюк. Двадцать лет назад компьютеры работали гораздо медленнее, поэтому, когда к Юре домой приходил отец Роман, то застревал надолго. Вместе с Юрой они перебирали формы и размеры будущих главок, искали совершенных пропорций, а потом мучили архитектора непрерывными нарушениями и изменениями в проекте. Всё вытерпел архитектор Алексей Анатольевич Мамонов. К осени 2002 года размеры и формы главок были утверждены, тогда рассчитали и сварили металлический каркас барабана и завершили столярные работы по изготовлению "журавцов" - узких составных досок, очертаниями напоминающих журавлиную головку с клювом. Глава обрела изящную форму луковки, и до снега надо было успеть выполнить металлическое покрытие. Пригласили бригаду специалистов, которая выполняла аналогичные работы на храме Христа Спасителя в Москве, но стоимость их работы оказалась слишком большой для нашего прихода, к тому же, в процессе обсуждения сумма стала расти... Отец Роман предложил компромисс:
- Обучите нашего работника, мы заплатим за обучение...
Но "профи" отказались:
- Вот ещё, конкурентов плодить...
В то время кровельную позолоченную медь вытеснила нержавейка со слоем нитрида титана, так как была дешевле, но людей, владеющих технологией покрытия куполов сталью, было немного. К тому же, такую сильно выгнутую поверхность как купол, можно покрыть только небольшими пластинами - "шашками", сцепленными между собой. Если шашки не плоские, а в виде ромбов с оттопыренным углом, то такая кровля называется "в чешую", а если пластина деревянная, то называется "лемех", он может быть и керамическим, но тогда это очень тяжелая конструкция. Все эти виды кровли возникли давно, как только в храмовой архитектуре появились изогнутые поверхности...
Итак, вот готовый купол, нужно покрыть его сталью "в чешую", со специалистами договориться не удалось из-за дороговизны, и эту непростую работу надо выполнить в кратчайшие сроки...
Что делать? Помолился отец Роман и решил попросить взяться за работу своего отца.
Петр Петрович Сыркин (1927 – 2006) – геолог-поисковик, работал на Колыме. С детства отличался разными дарованиями. Человек очень ответственный, если брался за дело, всегда доводил его до конца. Работящий сам, он требовал того же от подчиненных, был строг, но справедлив. Предложение отца Романа взяться за такую сложную работу было для него полной неожиданностью.
- Я же никогда этого не делал!
- Пап, я знаю, что ты сделаешь. Помнишь, очень нужно было ведро, и ты его сделал, хотя никогда этим не занимался. Оно текло?
- Нет!
- Значит, сделаешь…
- Но ведро - это же не огромная глава храма!
- Познакомлю с профессионалом, тебе подскажут...
Три дня думал Петр Петрович, переживал, получится ли? Даже похудел. И, Слава Богу, решился взяться за обшивку «луковки». Это было полной неожиданностью для всех, кто занимался тогда строительством храма. Особенно не понимал выбор отца Романа Жданов Андрей Александрович - на тот момент времени он был управляющий строительством. Между ними состоялся примерно такой диалог:
- Петр Петрович делал это когда-нибудь? – спросил Андрей Александрович.
- Нет.
- Он жестянщик?
- Нет.
- Ему сколько лет?
- 73. Да он сделает, вы просто его не знаете! - утверждал отец Роман.
- Как не знаю? Знаю!
Да, знал, конечно, ведь оба были геологи, и когда Андрей Александрович приходил в гости к Петру Петровичу, то за "рюмочкой чая" они делились воспоминаниями о таких невероятных, романтических и опасных таёжных приключениях, что какие там жестянки. Хотя здесь нужно сказать, что когда отец Роман совмещал настоятельское служение в храме села Фаустово и в Белоозёрском, тогда Петр Петрович, по просьбе отца Романа, изготовил для Троицкой церкви стальные короба для вентиляции, и получилось профессионально, но это сделать было несравнимо проще. Итак, пришел Петр Петрович на стройку и спросил:
- Где тут у вас купол? Мне сказали надо сделать.
- А как же ты будешь делать? – удивились все.
- Да поеду в Фаустово, посмотрю на купола в подзорную трубу…
- ???
Купола в подзорную трубу он действительно рассматривал и разные типы кровли разглядывал на картинках, пока ему отец Роман не привез из реставрационной мастерской настоящий образец "чешуи", а потом, как и обещал, отвез "на учебу" в Иоанно-Богословский монастырь, к профессиональному кровельщику Владимиру Федоровичу Богочанову. Петр Петрович подружился с ним, разобрался, как устроен гибочный станок для металла и другие приспособления, и всё зарисовал. По этим наброскам наш уникальный столяр-инженер-электрик-механик Михаил Петрович Биказов всё изготовил. Станочек поставили у Петра Петровича дома, на кухне.
Перед началом работы Жданов опять сильно засомневался и размышлял, как бы поделикатнее сказать, что ничего не получится. Но Петр Петрович его настроение сразу понял.
- Ты что, отстранить, что ли меня хочешь? – спросил он.
Тут же кто-то вступился:
- А за что его отстранять-то? Водку не пьет, трудовую дисциплину не нарушает, претензий по работе к нему пока не имеется...
Соборным разумом решили, что отстранять не за что.
И он приступил к работе. На своей кухне. Гнуть и резать нитрид титана – это вам не медь! Даже тиски не выдерживали – ломались. Что говорить про руки? Пальцы Петра Петровича часто были сплошь заклеены кусочками пластыря, из-за множества ранок от острых обрезков стали. Согнул пару-тройку сегментов дома на станке – и к главке, примерять. А сама главка стояла возле церкви, на высокой металлической конструкции, и, чтобы снимать размеры, приходилось весь день бегать туда-сюда и лазить по лестнице. Уже было холодно, ноябрь месяц, пришлось соорудить отдельный навес, который покрыли брезентом и полиэтиленом от ветра, а чтобы не окоченеть, внутри поставили печурку.
Главный диаметр луковки 3метра, в ряду 18 сегментов - «чешуек», они должны пройти по кругу и сцепиться друг с другом безошибочно, потому что ошибка хотя бы на 1мм даст в итоге "дыру" в 18мм. Материал дорогой – портить нельзя, поэтому Петр Петрович предварительно тренировался на плотном картоне. И потом замки у него сходились с ювелирной точностью. Сталь, конечно, материал жесткий, и большие сегменты были плоскими, но он решил, что для особой красоты нужно их чуть-чуть изогнуть, и добился этого, изгибая их на коленке! Вот он - русский вариант, увековеченный в поговорке…
Каждый последующий ряд сегментов крепился на кружале нового диаметра («кружало» - деревянная дуга нужного радиуса). Эти точные столярные работы выполнял Михаил Петрович. Образовался замечательный дружный тандем двух мастеров, которые ни разу между собой не поссорились. Новый ряд – новая задача, ибо число сегментов (пластин) остается прежним, а размер их становится меньше и меньше с каждым рядом, поэтому вверху вместо "чешуек" ставятся так называемые "мечи", которые переходят в конус, а он завершается позолоченным медным шаром - подкрестным яблоком, из которого растет надглавный крест. Обычно кровельщики делают "мечи" подлиннее, чтобы быстрее закончить работу, ведь на каждый ряд маленьких "чешуек" уходит столько же или больше времени, как и на такой же ряд больших, а прирост по высоте всё меньше и меньше. Петру Петровичу это объяснили, но, так как он уже до тонкостей понимал работу то решил проверить свои возможности и остановился только тогда, когда диаметр главки резко сузился и размер "чешуйки" стал со спичечный коробок, а толщина и жесткость стали не позволили ему сделать деталь еще меньше. На эти последние ряды, которые занимают всего сантиметров сорок по высоте, он потратил больше времени и сил, чем на всю предыдущую площадь. Зато дух захватывает, когда видишь, как от золотой спирали, уходящей в вечность, отражаются солнечные лучи...
Когда кровельные работы закончились, нужно было избавиться от тусклых пятен, которые остались на блестящем покрытии от прикосновений рук. Оттереть пятна можно было только с помощью водки (ушел почти ящик), поэтому эту тяжелую работу доверили истинному трезвеннику - Светлане Александровне Ждановой, и она работала с большим усердием.
К концу ноября центральную главу водрузили на свод храма. Как-то приехали мастера-монополисты. Посмотрели, увидели, что утерли им нос, и спрашивают:
- Кто сделал?
- Да вот, дед сделал…
- Как?
- Да его попросили, он и сделал…
Несомненно, что грамотные кровельщики увидели и качество работы, и мельчайшие "чешуйки", и достойно оценили работу Мастера. Помянем Петра Петровича – золотые руки! Не боялся человек трудных задач!
Личными воспоминаниями поделились: отец Роман, А.А.Жданов, С.А.Жданова, В.В.Кошкадаев, М.П.Биказов.
Материал подготовила И.М.Квач.