26 декабря в КМЦ "КЛИО" в рамках VI Белоозёрских Рождественских чтений, посвящённых 350-летию со дня рождения Петра Первого, Андрей Александрович Жданов прочел Было интересную и очень познавательную.лекцию «Духовные плоды реформ Петра Первого».
В лекции рассмотрены 13 наиболее значимых преобразований Петра I:
1.Городская реформа 1699 года, предоставившая городам права самоуправления с учреждением выборных органов власти (ратушей).
2.Административная реформа 1711 года. Замена «Боярской думы», формировавшейся из наиболее родовитых бояр, «Правительствующим Сенатом», члены которой назначались государем (по способностям, а не по родовитости).
3.Податная реформа 1718 года. Замена подворного налога подушным налогом, что перекрыло многие лазейки для ухода от уплаты налогов и существенно пополнило казну.
4.Статусная реформа. После завоевания выхода в Балтийское море и основания Санкт-Петербурга (1703г.) Русское царство было признано великой европейской державой и было переименовано в Российскую империю, а сам Пётр принял титул императора (1721 г.).
5.Сословная реформа 1722 года, вводившая «Табель о рангах» и допускавшая к государевой службе способных выходцев из любых сословий.
6.Военная реформа. Создание регулярной армии (в 212тыс. солдат) и флота (в 48 кораблей и 800 галер).
7.Территориальная реформа. Деление России на губернии, провинции (позже волости) и уезды, что упорядочило систему управления государством.
8.Промышленная реформа. Фактически, промышленная революция со строительством 233 новых заводов, поиском и разведкой полезных ископаемых, прокладкой новых дорог, строительством каналов и пр.
9.Торговая реформа. Введение строгого протекционизма во внешней торговле. Установление высоких пошлин на ввозимые иностранные товары в интересах торговли российскими товарами.
10.Реформа образования. Создание школ для изучения математики, иностранных языков, морского и инженерного дела. Перевод на русский язык западной научной и технической литературы. Замена сложного церковнославянского письма более простой «гражданской азбукой» (1708г.). Издание первой общедоступной русской газеты «Московское ведомости». Учреждение Российской Академии наук (1724г.).
11.Реформа бытовой культуры -- «Западничество». Насильственное введение элементов западной бытовой культуры в обиход русских высших сословий: бритьё бород, курение табака, ношение париков и западной одежды; проведение «ассамблей», светских приёмов, шумных празднеств с маскарадами и фейерверками; насаждение западного этикета, западной терминологии и западной «свободы нравов».
12.Церковная реформа. Замена Патриаршества Священным Синодом, принятие «Духовного регламента», введение ряда имущественных и юрдических ограничений в деятельности Церкви.
13.Секуляризация (обеспечение светскости) всех сторон общественной жизни.
Наиболее прямое отношение к теме лекции имеют три последние из тринадцати названных реформ Петра Первого, а именно:
-- Церковная реформа
-- Насаждения «западничества» в русскую бытовую культуру и
-- Секуляризация русской общественной жизни.
Традиционным является сугубо отрицательный взгляд на духовную составляющую реформ Петра I. За ним признаются несомненные заслуги в государственном строительстве, реформе армии, развитии промышленности, науки и образования. Но считается, что ломка бытовой русской культуры, церковная реформа и секуляризация общественной жизни (то есть, изгнание из неё духовной составляющей) имели самые тяжкие последствия для России.
Автор (не отрицая отрицательных сторон деятельности Петра) постарался посмотреть на исторический процесс шире, показав его в диалектическом развитии. Когда внешние плюсы вдруг оборачиваются минусами, а внешние минусы парадоксальным образом приносят добрые плоды, согласно поговорке «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Так, при всевластии Церкви в эпоху Михаила Романова, когда не царь, а его отец, Патриарх Филарет, фактически правил государством (и даже подписывался титулом «Великий Государь»), церковь невероятно расцвела материально, превратившись в крупнейшего землевладельца и торгово-промышленную корпорацию. Но именно в этот период фактической «Теократии» был нанес огромный ущерб духовной жизни Церкви.
Далее, избыток властных полномочий Патриарха Никона, при благоволившем Церкви Алексее Тишайшем, привёл к величайшей в истории России трагедии – «Расколу».
Можно ругать «Церковную реформу» Петра, ограничившую властные и имущественные права Церкви, но может быть именно эти ограничения предохранили Церковь от пагубных перегибов времён Филарета и Никона.
Подобная диалектика просматривается и в других «отрицательных» реформах Петра.
Так, неистовое «западничество» Петра было для России встряской, имевшей своей обратной стороной пробуждение спавшего дотоле русского искусства. Как писал Герцен: «На реформы Петра Россия… ответила рождением Пушкина». И далее: «Золотым веком» русской литературы, русской живописи, русской музыки…
А по-Петровски грубое «прорубание окна в Европу» покончило с замкнутостью России в своём «Третьем Риме», что сделало возможным выполнение ею своей вселенской «всечеловеческой» (по терминологии Ф.М.Достоевского) миссии.
Труднее всего, как кажется, обнаружить добрые плоды в том, что названо секуляризацией общественной жизни (то есть, изъятием из жизни её духовной составляющей). Однако, и здесь лектор постарался показать обратную сторону медали.
Прежде всего, по его мнению, нужно понять, что остановить духовную жизнь какими-то административными мерами в принципе невозможно. Так, плотина не останавливает реку, а лишь создаёт подъём воды (которая вращает мельничное колесо). Что-то подобное произошло и с Россией после того, как Петр I оградил плотинами её духовную жизнь. Например, по мнению нашего философа Н.О.Лосского, именно произведённая Петром секуляризация русской жизни парадоксальным образом закрутила колесо русской философии. Он пишет: «В своих исканиях абсолютного добра и смысла жизни русский человек, вероятно, в течение веков удовлетворялся ответами, которые давала христианская религия… Только после того, как Пётр Великий стремительно европеизировал Россию и приобщение к западной культуре повело к подрыву бытового православия, явилась потребность в философии…» («Характер русского народа»).
Будучи вызвана к жизни упадком церковной жизни русская философия, в свою очередь, родила оригинальное «Русское обществоведение», чем восполнила огромный пробел церковной мысли (всегда занимавшейся личностью, но не обществом). В рамках этого «Обществоведения» можно найти и глубочайшее понимание человеческой истории и глубоко осмысленную «Русскую Идею». Которая, кстати, дозрела до своей актуальности только сейчас – после прививок, полученных нами от атеистического коммунизма и олигархического капитализма (но это тема отдельной лекции).
Свои парадоксальные выводы лектор обильно иллюстрировал историческими сведениями и высказываниями русских мыслителей
Полный текст лекции.
(будет позже)