5 мая - первое воскресенье после Пасхи, Антипасха. Название Антипасха - это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, празднуется особо. Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится.
Этот же день в Церкви называется Фоминой неделей. В Евангелии запечатлено событие о явлении Спасителя святому апостолу Фоме, после чего его вера в Господа так возгорелась, что он воззвал: “Господь мой и Бог мой!” (Ин.20:28) Сама по себе вера - огромное богатство для человека: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…” (Ин. 20. 29) Церковные предания и песнопения - все направлено на то, чтобы передать человеку веру. Когда Бог невидимо прикасается к человеку, он становится верующим.
Все народные мудрости и пословицы основаны на библейских текстах. Однако со временем за выражением "Фома неверующий" укрепился неверный акцент. Далеко не всегда сомнение - неуместное чувство. "О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе," - дословная цитата из богослужения Недели святого апостола Фомы, которую напомнил на проповеди отец Роман. Наше человеческое естество таково, что мы часто сомневаемся. Главное здесь - к чему устремлена воля человека. Сомнения при искреннем поиске веры могут способствовать укреплению веры. Господь дал возможность удостовериться Фоме в Своем Воскресении. Даст возможность и нам удостовериться в словах Христа: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28. 20), тем более, что в 21 веке возможностей для поиска истины гораздо больше, чем в первые века христианства.
Взгляд Церкви на неверие апостола Фомы