"Протоиерей Роман Сыркин. Погост Дорки: прошлое и настоящее".
Статья напечатана: "Московские Епархиальные Ведомости" №4; 2016 год.
История храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в деревне Пласкинино уходит корнями в далёкое прошлое. Первое документальное упоминание о церкви, «исстари построенной на погосте в Дорках, Московского уезда Гвоздинской волости», относится к началу XVII столетия, когда в период Смутного времени она была «упразднена», а церковная земля с 1631 г. была отдана в оброк.
Погост располагался в среднем течении речки Дорки (впадающей в реку Гжелку — приток Москвы-реки) в лесистой местности, где селились бежавшие из Москвы и других городов старообрядцы. Ближайшими к погосту населенными пунктами были деревни Пласкинино и Бисерово. В 1703 г. жители этих деревень подали челобитную государю с просьбой восстановить православный храм. В ноябре 1703 г. Петр I издал указ, которым было «велено… построить вновь деревянную церковь во имя Димитрия Солунского» и дана благословенная грамота. В октябре 1704 г. священник Григорий Фролов и прихожане подали прошение в Казенный приказ, в котором извещали, что «ныне та церковь построена и ко освящению готова».
По сведениям клировых ведомостей, вплоть до середины XIX в. однопрестольная церковь оставалась «зданием деревянная, с таковою же колокольнею, на каменном фундаменте, крытая тесом, холодная, крепка, утварью достаточна». В приходе состояли 104 двора, в которых числилось 264 мужчины и 469 женщин.
14 апреля 1845 г., как показывал священник Илия Садковский, церковь «после совершения утрени неизвестно отчего сгорела», но всю церковную утварь удалось спасти, и богослужения временно стали совершаться в деревянном «молитвенном» доме, выстроенном церковным старостой на собственный кошт, с «архипастырского разрешения Его Высокопреосвященства и по указу Московской духовной консистории от 11 мая 1845 года». Рядом с ним была сооружена деревянная на столпах колокольня, покрытая тесом. После пожара было решено возводить каменную церковь «в том же наименовании» с приделом Илии Пророка. Нашелся благотворитель — богородский купец первой гильдии, почетный гражданин Павловского Посада Давид Иванович Широков, пожертвовавший на это богоугодное дело три тысячи рублей серебром, а также давший «обещание на свое иждивение покрыть оную церковь железом и снабдить утварью».
В июле 1845 г. на имя митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета было направлено «всепокорнейшее» прошение о позволении новой постройки. В нем пояснялось, что помимо благотворительной суммы в три тысячи рублей на строительство храма будут употреблены церковные кошельковые деньги в количестве 320 рублей, а также каменные материалы, оставшиеся от разобранных фундамента и крылец сгоревшей церкви, а недостающее число денег, учиненное по смете… «надеемся собрать с доброхотных дателей». К прошению прилагались составленные архитектором А. С. Кутеповымчертежи и смета на сооружение храма, которые в мае 1847 г. были рассмотрены и утверждены министром императорского двора. После всех согласований, по указу Московской духовной консистории от 12 августа 1847 г., утвержденному святителем Филаретом, в том же году, в сентябре, была заложена новая каменная церковь.
В 1848 г., согласно клировой ведомости, «церковь и трапеза вчерне были сделаны и покрыты железом, колокольня еще не сооружена». В 1850 г. строительство церкви было окончено, в «новоустроенный придельный храм во имя св. пророка Илии, состоящий при Дмитрие-Селунском, что на погосте в Дорках» был выдан освященный антиминс. В этот период при церкви состояли: священник Илия Иванович Садковский, дьячок Ефрем Лебедянцев и пономарь Феодор Дмитровский. В приходе насчитывалось более 100 дворов, в которых проживало около тысячи человек, среди которых, как отмечалось в документах, значительное число «раскольников беглой поповщины…»
В неизменном виде, «ветшая и поновляясь», церковь благополучно просуществовала до конца XIX столетия. В конце 1890-х гг. обнаружились серьезные проблемы, связанные с состоянием кладки. В боковых стенах Ильинского придела появились трещины, шедшие от «начала сводов в потолке». По совету местного благочинного, священник пригласил епархиального архитектора, который сделал заключение о необходимости срочного капитального ремонта храма, который, не изменяя внешнего его вида, должен был привести его в «безопасное состояние». Наряду с проведением капитального ремонта здания предстояло решить и давно назревшую проблему его расширения и отопления. Иконостас и иконы также требовали «исправления». Кроме того, было необходимо «внешнее исправление» храма. По бедности и малочисленности прихода собрать средства на предполагаемые работы было затруднительно. К счастью, нашлась благотворительница, пожелавшая остаться неизвестной, которая согласилась принять на себя все расходы, в том числе выразила намерение вместо старого придельного иконостаса сделать новый. Зимой 1902 г. строительные и ремонтные работы в храме были завершены, и 14 февраля состоялось торжественное освящение престола в «Ильинском приделе Дмитрие-Солунской церкви в Дорках». Оно проходило при «огромном стечении народа, было даже много раскольников».
В корреспонденции с места события приводилось описание увиденного храма, который «был почти весь перестроен и расширен: треснувшие своды переделаны; во храме сделано духовое отопление; полы выстелены цементными плитками изящной работы; внутри и снаружи весь храм оштукатурен и выкрашен масляной краской; иконостас в приделе пророка Илии сделан новый — очень красивый, иконы переписаны вновь; кругом храма сделана новая кирпичная ограда — словом, храм сделался совершенно неузнаваемым».
Хотя в 1903 и 1914 гг. в храме проводи-лись текущие ремонты и поновления, к весне 1917 г., по сообщению прихожан деревни Бисерово, церковное здание находилось в сильно обветшавшем состоянии: «Храм приведен в окончательный упадок, с наружной стороны штукатурка отвалилась, печи не исправлены, от недостачи дров в церкви холод и сырость, живопись с каждым годом приходит в упадок».
В советский период своей истории храм разделил печальную судьбу большинства православных церквей: в 1922 г. специальной комиссией по изъятию ценностей из церквей города Бронницы и Бронницкого уезда из Дмитриевского храма были изъяты предметы церковной утвари для отправки в Москву в ГОХРАН. Среди них значились серебряные кресты, чаша с прибором (5 предметов) и даже наугольники с Евангелия.
Сохранилась фотография, запечатлевшая храмовый ансамбль уже в значительно разрушенном состоянии, предположительно в послевоенные годы.
В Центральном государственном архиве Московской области были обнаружены документы, долгое время хранившиеся под грифом «Секретно» и поэтому остававшиеся недоступными для исследователей. Датированные 1951 годом материалы свидетельствуют о том, что к этому времени на погосте оставалась только колокольня, находившаяся в полуразрушенном состоянии и также обреченная на уничтожение. Распоряжением Исполкома Мособлсовета от 27 декабря 1951 г. уцелевшая колокольня была передана Лесхозу НИИ-2 МАП СССР.
Летом 2006 г. жители находящихся близ храма деревень Пласкинино и Бисерово обратились с просьбой решить вопрос о будущей судьбе разрушенного храма и о возможном духовном окормлении жителей этих деревень. 16 июля рядом с уцелевшей колокольней храма прошло собрание, посвященное решению этих вопросов. 11 августа была документально подтверждена принадлежность церкви и прилегающей территории к Воскресенскому благочинию, и новую общину приписали к ближайшей действующей церкви Всех святых, в земле Русской просиявших, находящейся в поселке Белоозерский.
Началась большая работа по подготовке и оформлению документов на здание колокольни и на церковный участок. Обследованием разрушенного храма, инженерной экспертизой, составлением исторической справки и другими специальными работами занимались представители ГУП «Московский областной информационно-аналитический центр». Когда основной объем необходимых документов был подготовлен, появилась возможность подать заявку в Фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь и попасть в программу финансирования. Воссоздание церкви обходится в суммы, которые чрезвычайно трудно изыскать на местном уровне, поэтому помощь фонда — это единственный реальный путь для восстановления святыни. На первом этапе запланирована реставрация колокольни. Поскольку реставрация — дело долгое, было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на постройку временного деревянного храма, чтобы можно было возобновить богослужение.
Параллельно с подготовкой проектных бумаг наводился порядок на территории храма. Слава Богу, нашлись среди жителей села неравнодушные люди. При активной помощи благотворительницы Дарьи Григорьевны Дмитриевой удалось расчистить часть территории, прилегающей к «неприкосновенной» зоне вокруг храма, установить красивую ограду, а после согласования проекта возвести небольшой деревянный храм. Он пока без главки и иконостаса, без крылечек и декора. Несмотря на это 8 ноября 2015 г., в день памяти великомученика Димитрия Солунского, был отслужен водосвятный молебен, а самых маленьких прихожан причастили привезенными Святыми Дарами. На первый престольный праздник из белоозерской церкви приехали певчие и большая группа прихожан. Были приглашены местные жители, благотворители и все желающие разделить радость возрождения прерванной духовной жизни. Службу возглавил благочинный Воскресенского округа протоиерей Сергий Якимов. После молебна он поздравил всех с праздником, напомнил о трагических и радостных периодах в судьбе Димитриевской церкви, сердечно поблагодарил благотворителей, пожелал им Божией помощи и вручил благодарственные грамоты.
Надеемся, что вокруг храма соберется крепкая община, которая сможет с Божией помощью совершить чудо воссоздания каменной церкви в честь великомученика Димитрия.
Текст подготовлен с использованием Исторической справки, составленной искусствоведом Л. В. Карповой по материалам Российского государственного архива древних актов, Центрального государственного архива Московской области, Центра хранения документов до 1917 г., Центра хранения документов после 1917 г., Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.