Вид документа:
Экспертное заключение
Автор документа:
Емельянов Виктор Вадимович,
кандидат педагогических наук,
заслуженный деятель искусств СТС РФ.
Объект экспертизы:
Деятельность ансамбля бардовской песни «ЙУ»,
г. Раменское М.О., руководитель Юматова Наталья Витальевна.
На сайте ансамбля выставлен текст, декларирующий художественную позицию коллектива:
"... Уже не раз предпринимались попытки спеть так называемую авторскую песню «академическими» голосами с профессиональной аранжировкой несложного музыкального первоисточника… Но предполагаемого многократного «улучшения» песни, увы, не происходило, она, по мнению бардовского сообщества, что-то теряла.… Для многих людей, воспитанных на классической музыке и академическом пении, бардовские песни остаются вне сферы их восприятия. Надеемся, что наша первая попытка «совместить несовместимое» откроет поэтический мир авторской песни более широкому кругу слушателей…».
Настоящая экспертиза вызвана неприятием, в том числе формальным и даже юридическим – авторское право – бардовским сообществом и конкретными авторами нового звучания бардовской песни, реализуемого ансамблем «ЙУ».
Автором экспертизы прослушаны записи ряда бардовских песен в исполнении и в аранжировках ансамбля «ЙУ». Прослушивание вызвало предлагаемые тезисы, оценки и заключение.
В музыкальной терминологии существует понятие и жанр «транскрипция». Этот жанр определяется как «переложение музыкального произведения или его свободная виртуозная обработка". Транскрипция играла важную роль в становлении инструментальной музыки. Широкую известность приобрели многие фортепьянные транскрипции Ф. Листа, Ф. Бузони, М. А. Балакирева, С. В. Рахманинова, а также скрипичные Т. Ф. Крейслера. В том числе транскрипцией являлось исполнение произведения другим инструментом, другим типом голоса, хором. При этом авторы перерабатываемой музыки, в том числе даже выдающиеся композиторы, никогда не возражали против транскрипции их произведений. Если делали транскрипцию какой-либо музыки, то это всегда являлось свидетельством популярности этой музыки.
В конечном счёте есть два простых критерия: «художественно – не художественно, убедительно – не убедительно». Прослушанные аранжировки ансамбля «ЙУ» звучат безусловно художественно и убедительно. Другой вопрос, что так называемые «барды», или авторы-исполнители, тексты и музыка которых нашли общественное признание, в исполнительском отношении – певческий голос, владение вокальной технологией – бывают весьма беспомощными и собственным исполнением дискредитируют своё же творчество. А то, что их произведения, исполненные полноценными певческими голосами с профессиональной аранжировкой, смогут найти нового слушателя – за это, на мой взгляд, «барды» должны быть благодарны ансамблю «ЙУ».
Вывод: песня, она и есть песня, кем бы она ни была написана. Песня – это не оперная ария, не классический, старинный или цыганский романс. Песня может быть написана профессиональным композитором и не иметь успеха, а может быть написана любителем – «бардом» и получить всенародное признание и любовь. Новое звучание любой музыки, выполненное профессионально, возможно в разной аранжировке и интерпретации, не разрушающих исходный авторский замысел. И ансамбль «ЙУ» своей исполнительской деятельностью полностью соответствует этому критерию. Апрель, 2017г.