На втором родительском семинаре, который состоялся 15 апреля, была продолжена работа по осмыслению цели православного воспитания – образ «развитой» личности. На прошлом семинаре были названы качества:
- доброта (здесь будем понимать милосердие, сочувствие, сострадание),
- честность,
- разумность (здесь и наличие знаний, и умение ими пользоваться, и аналитическое мышление)
- мудрость (способность критически оценивать свои и чужие поступки и делать правильные выводы),
- воцерковленность.
На этом семинаре было предложено дополнить список:
- вера в Бога.
Вера и воцерковленность - по этим понятиям возник спор. Для одних воцерковленность и так включает веру. Но для других воцерковленность можно понимать как фарисейство или обрядоверие, то есть следование всем канонам Церкви, но без веры. Каждая сторона настаивала на своем. В итоге было предложено оставить в списке оба качества.
Размышляя над тем, каких качеств еще не хватает в нашем списке, появились предложения:
- смелость (действительно, для православного человека в наше время зачастую необходимо иметь смелость, чтобы отстаивать свои убеждения),
- послушание, смирение.
По понятиям "послушание" и "смирение" возникли дебаты, как их понимать? Если в светском смысле – то это воспринимается как рабская психология. Если в церковном смысле – то это почти святость. Но в таком случае эти качества не могут быть целью воспитания, так как они являются плодом собственного выбора и деятельности человека.
Но что удивительно, участники семинара не назвали одно из важных качеств будущей личности, которое предшествует появлению смирения, послушания и многих других качеств:
- ответственность!
Когда это качество назвал ведущий, многие заявили, что воспитание ответственности является важнейшей проблемой. Тем не менее, факт остается: сами участники семинара об ответственности не вспомнили. Не хотелось бы, чтобы кто-то воспринял это как обидный упрек или случайное недоразумение. Почему-то у большинства родителей воспитание ответственности находится на периферии сознания. И поэтому в обществе на сегодняшний день имеется печальный результат – инфантильность многих взрослых или, как это стало модно говорить в политике, - «онижедети».
Правда тут же, в рассуждениях участников семинара, понятие «ответственность» было сведено к способности следовать какому-то порядку, а потом к умению ребенка прибирать за собой. К обсуждению этого понятия мы еще вернемся на наших семинарах. Для этого необходимо подготовиться.
После этого вернулись к теме, которая тоже обсуждалась на предыдущем семинаре, - соотношение между семьей и обществом. Семья, с одной стороны, является частью общества. И поэтому, к сожалению, несет в себе не только доброе начало, но и многие пороки общества. С другой стороны, семья противостоит обществу. Отношения в обществе строятся в первую очередь на нормах и законах. Отношения в семье строятся в первую очередь на любви. И мы говорили ранее, что семья – это школа любви. И в этом потенциал семьи: противостоять порокам общества и воспитывать в ребенке нравственный стержень.
Для разговора об ответственности необходимо более серьезное понимание того, что такое нормы и законы. Рождаясь, ребенок попадает в общество, которое пронизано разными нормами. Нормы языка, правила поведения, нормы культуры, правила дорожного движения, законы государства и многое другое, вплоть до норм нравственных.
В любом человеке, не только в ребенке, живут собственные устремления и порывы, обусловленные его природой или мечтами. Обычно это выражается в противоречие между «хочу» и «надо». Маленький человечек узнает об этом, когда ему говорят: «Это нельзя, а это можно». И суть воспитания многие и видят в том, чтобы научить человека следовать установленным нормам. Нормы всегда направлены на ограничение естественных порывов человека. И человек должен научиться ограничивать себя.
Но беда в том, что ребенок зачастую просто не умеет останавливать себя, свои порывы. Его, как марионетку, влекут внутренние желания и стремления. Ребенок не ставить цель сделать то-то или то-то. Это делает его внутреннее естество, а он не умеет себя остановить. И взрослые часто упрекают детей, не пытаясь их понять.
На семинаре был затронут вопрос о том, как дети разных возрастов относятся к нормам. До определенного возраста ребенок не имеет понятий об окружающем мире. Он может кричать во все горло, требуя чего то от родителей, не замечая вокруг других. Но постепенно, к трем годам, у него складывается первичное представление о мире. И очень важно, чтобы это представление было добрым! Задача родителей в этот период - с любовью приучать ребенка к нормам поведения. Необходимо понимать, что в этом возрасте у ребенка еще нет «задних» мыслей. Если он кричит, плачет – значит его что-то беспокоит. И если родители его не понимают, если сразу пытаются наказывать, то ребенок оказывается один на один со своими проблемами, и внешний мир он начинает воспринимать как враждебный. К счастью для родителей, у ребенка еще большой запас доверия.
При достижении трехлетнего возраста у ребенка появляется собственное «Я». И если до этого возраста плач и «капризы» на самом деле были лишь проявлением внутренней беды ребенка, то с этого возраста ребенок начинает изучать мир, в том числе и мир норм. И он будет настаивать на своем требовании до тех пор, пока не увидит границы. Это уже настоящие капризы. И родителю надо суметь различить, где ребенку на самом деле плохо, а где его капризы - лукавая игра в стремлении подчинить себе взрослого.
Возраст от семи до примерно десяти лет характеризуется тем, что ребенок учится следовать нормам. Это как бы «прошито» в его внутреннем мире. Но надо понимать, что нормы он принимает не критично. Достаточно того, что так говорит взрослый. Именно поэтому дети из «воцерковленных» семей хорошо ходят в храм. До определенного возраста.
Но дети подрастают, начинается подростковый возраст, и вот уже юношей и девушек в храме мы почти не видим. Этот возраст называют трудным, переходным. Это период постижения смыслов. В этом возрасте для детей большую роль начинают играть сверстники и их мнения. Авторитет взрослых начинает таять. Это период формирования личности. И если в предыдущее время родители сделали множество ошибок, то они столкнутся с большими проблемами в отношениях со своими детьми.
На следующем семинаре, который состоится 13 мая, мы продолжим разговор о воспитании ответственности.
21 апреля 2018