"Убить дракона"

«А рыцарь... Рыцарь всегда на распутье дорог»
Ланцелот

  Особенностью очередного заседание киноклуба, которое состоялось 20 января, было то, что оно проходило после Рождественской игры и было логически с ней связано. На киноклубе мы смотрели и обсуждали фильм-притчу Марка Захарова «Убить дракона», который снят по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон». В основе сценария – традиционный сюжет о рыцаре и драконе.
  Четыреста лет некий город, куда попадает странствующий рыцарь Ланцелот, живет под властью Дракона. Уже начало фильма непонятно нашим зрителям. Люди, подвешенные вниз головой, едут по конвейеру, и тут же сидят конторские девушки и спокойно ведут какой-то учет. Рядом стражники, с которыми эти девушки еще и кокетничают. Пришлось объяснить, что таким образом на мясокомбинате перемещаются коровьи туши. И ребята пришли к выводу, что эта сцена символизирует бесчеловечность.
  Далее, погружаясь в атмосферу этого города, сталкиваешься с множеством внешне смешных, но на самом деле, грустных моментов. Бургомистр, который заявляет о себе: «Болен всеми нервными и психическими заболеваниями, и ещё тремя, неизвестными до сих пор… Но... избираюсь 17-й раз подряд, пожизненно». Девушка Эльза, которая радуется, что ее отдают в жертву Дракону. Ее отец, ученый архивариус, говорит про Дракона: «Мы привыкли… Он очень добр… Он очень много сделал для нашего города...». Но больше всего ребятам запомнилась его убежденность: «Единственный способ избавиться от Дракона - это иметь своего собственного».

  Спасая Эльзу, Ланцелот вызывает Дракона на бой. На замечание Ланцелота: «Мы еще не обсудили условия поединка» Дракон возражает: «Мы давно уже убиваем без всяких условий. Новое время - новое веяние». Но удивительно, что сами жители города пытаются помешать рыцарю. Эльза соглашается подло убить Ланцелота, а ее отец говорит об этом: «Конечно, это большое доверие. Нам. Понимаешь, именно нам... Именно доверие...» Люди «собрались», чтобы уговорить рыцаря отказаться от сражения. На возражение Ланцелота, что «это» - не народ, бургомистр отвечает: «Это хуже народа! Это лучшие люди города!» Они боятся и трепещут. Да и сам Дракон показывает Ланцелоту, что у этих людей уже почти не осталось ничего человеческого: он им делает зло, а они благодарят и заискивают перед ним.
  В какой-то момент Ланцелот приходит в отчаяние и почти отказывается от борьбы. И в этот момент... Вот, что увидел Ланцелот в этот момент, мы смогли понять только благодаря отцу Роману, потому что в фильме святое изображение было сделано в католической традиции. Икона-барельеф и статуя страдающего Христа – вот, что придало Ланцелоту силы. Да и Эльза в момент отчаяния идет в храм. Об этом она говорит Ланцелоту: «Я сегодня молилась. В нашем городе давно никто не умеет молиться». Таким образом, режиссер фильма показывает источник силы для победы над Драконом. Однако, наши зрители пока этого не видят.
  Интересно, что в фильме почти не показано сражение. Зато показана реакция жителей города. На вопрос архивариуса: «Что там, на небе, видно?» прохожий отвечает: «Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит».
  Во всем проявляется рабская психология. И страшнее всего – с того момента, когда Дракон побежден. «Хорошо, когда свобода», - радуются люди и начинается вакханалия, которая заканчивается еще большей диктатурой Бургомистра. «Три головы упало, а выросло тысяча», - сокрушается Ланцелот. И стремясь что-то изменить, он кричит: «...Люди! Вы же свободные люди!.. Ну поймите же, он здесь, (показывает на голову), и я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона в себе! В себе!»
  В этот момент незаметно для себя Ланцелот сам становится «Драконом». Его отрезвляет Эльза, плеснувшая в него из бокала. Но вопрос остается. Как убить Дракона, если он в каждом из нас? Единственный способ избавиться от Дракона - это иметь своего собственного? Это замкнутый круг. Есть о чем задуматься участникам киноклуба. Хотя, к сожалению, даже задуматься смогут не все, потому что не все «видят своего дракона». Показательно, что во время жестоких сцен в фильме в зале был смех.
  Может быть, поэтому многие из них не поняли, почему после победы над Драконом началась зима. Опять понадобилась помощь батюшки: «Когда приходит весна - что говорят?» «Оживает природа», - ответили ребята. Зима - символ безжизненности. Участники обсуждения поняли, что рабское существование – это не жизнь. В начале фильма Ланцелот рассуждает: «Я начал завидовать рабам. Они все знают заранее. У них твердые убеждения. Наверное, потому что у них нет выбора. А рыцарь... Рыцарь всегда на распутье дорог».
  Только постоянный поиск истины, борьба со злом, неудовлетворенность достигнутым, стремление к совершенству через падение и взлеты – это жизнь. И только тогда придет настоящая свобода, настоящее счастье и настоящая любовь. А то, что мы сейчас называем этими словами - зачастую грубая подделка и обман.
  Большинство членов киноклуба участвовало в игре «Победить Наполеона». После этого фильма они поняли, почему так называлась игра. В 19 веке Наполеон был кумиром, символом сверхуспешности. Тогда многие мерили свои поступки «наполеоновским аршином». Достаточно вспомнить героев романа «Война и мир» Пьера Безухова и Андрея Болконского, или Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». «Победить Наполеона» - это победить свою гордость. Потому темой игры и было понятие «смирение», потому что смирение – это оружие против гордости.

  Фильм «Убить дракона» очень богат символами, красивыми цитатами, богатыми смыслами. Его следует смотреть и размышлять над ним не один раз.