Закрытие VI Белоозерских Рождественских чтений. Лекция К.Ю.Старых “Усобица сыновей князя Влади́мира Святосла́вича"

  22 января состоялось закрытие VI Белоозёрских Рождественских чтений исторической конференцией. Константин Юрьевич Старых прочел лекцию на тему “Усобица сыновей князя Влади́мира Святосла́вича".
   Основной упор в лекции был сделан на разбор «темных пятен» хрестоматийного сюжета – убийства Святополком Окаянным князей Бориса и Глеба. Летописный рассказ, так хорошо известный всем со школьной скамьи, имеет много нестыковок и вызывает много вопросов.
  В частности: почему Святополк решился на убийство, в котором не было никакой надобности, ведь братья признали его власть? Почему отцовская дружина покинула Бориса? Как так вышло, что убив Бориса и положив тело на телегу, убийцы на полпути к Киеву обнаружили, что князь жив и послали известие о том Святополку, как будто сами не знали как поступить? Зачем Святополк дважды посылал убийц к Борису? В чем смысл посольства к Борису перед убийством? Почему киевляне, которые уговаривали Бориса занять Киев, отказались принять его тело, и князя пришлось хоронить в Вышгороде? Или как Ярослав, будучи в Новгороде, успел узнать о смерти отца раньше Глеба? А потом еще и успел предупредить того о грозящей ему опасности? Куда делись послы Ярослава к Глебу, когда подоспели люди Святополка? А как убийцы, посланные Святополком из Киева, сумели так сильно опоздать - ведь им предстоял путь почти в пять раз более короткий, чем посланцам Ярослава? Или почему Ярослав, победивший Святополка Окаянного,  никого из своих сыновей не назвал Борисом или Глебом? Зато Изяслав Ярославич своего сына назвал Святополком – еще при жизни отца. Значит ли это, что тогда еще имя Святополка не считалось запятнанным братоубийством? А кого тогда считали убийцей?
  Опираясь на ряд работ историков середины XX века и начала 2000-х годов, а также данные летописей и ряда других источников, автор попытался познакомить слушателей с иным взглядом на привычный всем сюжет. В основу лекции были положены работа Н.Н.Ильина «Летописная статья 6523 года и ее источник», а также статья И.Н.Данилевского «Ярослав и летописец» и исследование А.А.Шахматова «Разыскания о русских летописях». Из новейших работ по данному периоду важные сведения дала книга Д.А.Боровкова «Междукняжеские отношения на Руси». Привлекались и данные других исследований, а также источников «Повесть временных лет» (по Лаврентьевской летописи), «Палея Толковая». Был привлечен и источник иностранного происхождения – так называемая «Сага об Эймунде».
  Автор показал, что мотивы действий героев летописного рассказа не характерны для начала XI века. Представления о приоритете старшинства и осуждение единовластия сложились на рубеже XI-XII веков, когда единовластие, к которому якобы стремился Святополк, стало политической утопией, возможной только через братоубийство. То есть «Сказание об убийстве Бориса и Глеба» транслирует идеи не свойственные людям, погибшим в начале XI века.
  Существенные пробелы и нестыковки сюжета закрываются привлечением данных «Эймундовой саги» (скандинавский источник), которая в связи с вышеизложенным, дает основания считать, что изначально Киев был захвачен как раз Борисом, и именно с ним и воевал Ярослав в первой части усобицы Владимировичей. В ходе очередного похода на Киев, где теперь уже сидел Ярослав, Борис был убит варягами нанятыми Ярославом.
 В качестве аргументации иного характера было указано на особенность древнерусских летописей, составители которых стремились увязать фиксируемую историю с историей библейской. И потому часто для описания событий использовали цитаты сакральных текстов, уподобляя действующих лиц, например, персонажам Ветхого Завета или проводя аналогию реального события с тем или иным библейским сюжетом. С этой точки зрения уподобление Святополка Окаянного в летописи козлу отпущения, «новому Авемелеху» или «Дану сыну Иакова», дает основания считать это зашифрованным указанием летописца на неучастие Святополка в убийстве братьев.

  Рождественские чтения в нашем городе позволяют прикоснуться ко многим видам знаний.
  Благодарим К.Ю.Старых за интересные исторические исследования, которыми он поделился со слушателями, и материалы, предоставленные для этой новости!

Все новости о Рождественских чтениях.