20 декабря в Воскресной школе нашего храма в рамках IV Муниципальных Рождественских чтений прошла лекция на тему «Размышления о тайнах песни "Ночной разговор", которую некоторые критики оценивают, как одно из самых таинственных произведений Булата Окуджавы. Лекцию провели настоятель храма отец Роман и Григорий Данской - филолог, бард и поэт. После прослушивания песни Григорий дал литературоведческое толкование её текста. Чуть позже им же было предложено мифологическое толкование текста.
Характер внутренних противоречий, представленный в стихотворении поэта, может служить иллюстрацией того, что недавно стало известно о работе мозга. Современная наука доказала существование и взаимодействие двух различных систем, присутствующих в мозгу человека и отвечающих за эмоциональные и рациональные решения соответственно. Об этом можно прочесть в статье Евгения Шраговица «Работа мозга и поэтический текст» (Анализ поэтического текста на примере Б.Окуджавы). Анализ автора опирается на открытие в области исследования работы мозга нобелевского лауреата, американского психолога Дэниэла Канемана, приведенное в книге «Тhinking, fast and slow» («Мышление, быстрое и медленное»).
Еще в 19 веке русский поэт, критик и исследователь литературы И.Ф.Анненский говорил, что поэтическое произведение должно пробуждать в человеке различные ассоциации и эмоциональные реакции, которые зависят от его понимания прочитанного. И действительно, реакции людей на смысл поэтического текста "Ночного разговора" разные. Из присутствующих слушателей никто не согласился с выводами Е. Шраговица, что в вопросе "Ты что потерял, моя радость?"- содержится ирония или насмешка, а за вопросом «Куда же мне ехать?» стоит полная безысходность и потерянность путника (поэта). Такой атеистический, безнадежный вывод не укладывается в голове у верующего человека.
Для христианина «светильник для тела есть око» (Mф.6:22); "а светильник душе ум… при здравости ума видно бывает для нас всё во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих себя..." Ф.Затворник.
Отец Роман предложил христианский подход к толкованию текста песни "Ночной разговор". В своих размышлениях он опирался на открытие Д.Канемана о работе мозга и на Библейские прообразы. Верующий человек встречает в тексте песни целый набор духовных ассоциаций: путь и цель пути, ночь, конь, гора, красная река, ясный огонь...
Пожелаем каждому человеку, чтобы в душе "горел ясный огонь", помогающий понять волю Божию, а "фонарщик" - наша вера в Бога - всегда поддерживала этот огонь.
— Мой конь притомился. Стоптались мои башмаки. Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры. — Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки, до Синей горы, моя радость, до Синей горы.
— А где ж та река и гора? Притомился мой конь. Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда? — На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь, езжай на огонь, моя радость, найдёшь без труда.
— А где же тот ясный огонь? Почему не горит? Сто лет подпираю я небо ночное плечом... — Фонарщик был должен зажечь, да фонарщик-то спит, фонарщик-то спит, моя радость, а я ни при чём.
И снова он едет один без дороги во тьму. Куда же он едет, ведь ночь подступает к глазам!.. — Ты что потерял, моя радость? — кричу я ему. И он отвечает: — Ах, если б я знал это сам!