Тема предыдущих родительских семинаров - школа. Этот разговор взволновал родителей. На очередном заседании 9 декабря многие делились своими мыслями и переживаниями, которые начинались от полного отрицания школы и заканчивались «пониманием» необходимости системы образования. Было даже предложение разделить понятия «система образования» и «школа».
На некоторых участников семинара большое впечатление произвела схема, где человек представлен в виде планктона, которого пожирает кит. Вспомнили, кстати, что есть такое выражение – "офисный планктон".
Но главное в этой схеме не кит, а человек, который способен перестать быть планктоном. Вот и в нашем случае дальнейшее размышление о школе натыкается на невидимые глазу стереотипные представления. Поэтому необходимо временно оставить тему «школа» и разобраться с другими понятиями, без понимания которых разговор «пробуксовывает».
Первое. Что такое «Закон»? На что он направлен? Можно много рассуждать на эту тему, но все участники семинара очень быстро согласились, что главная функция любого закона – сохранение общества. Если закон, регулирующий и организующий жизнь какого-то народа, окажется «слабым», то либо в этом народе произойдет общественный катаклизм (бунт, революция), либо этот народ будет захвачен другим более сильным народом, что многократно происходило в истории.
В качестве примера обсудили ситуацию из книги Киплинга «Маугли». «Свободная стая» волков подчинялась «Закону Джунглей». Один из законов гласил, что если вожак стаи промахнется, то он «мертвый волк». На первый взгляд – закон жестокий. Но если поразмышлять, то понятно, что закон обязывает вожака быть ответственным в течение всего периода правления, а значит, направлен на благополучие и сохранение стаи.
Закон о всеобщем среднем образовании, который и порождает систему образования, тоже направлен на созидание и сохранение общества. Чем разумней народ, тем крепче страна. Другой вопрос – почему школа такая, и что в связи с этим делать?
Второе. Что такое личность и кого можно назвать личностью? Этот вопрос мы недавно обсуждали с подростками, которые готовились в конференции "Личности, которые изменяли мир".
В разных науках и философских системах есть разные точки зрения на понятие «личность». Но само понятие появилось в христианстве. До этого было понятие «индивид», которое сводило человека к набору характеристик. Мы и сейчас сталкиваемся с различными тестами, описаниями, которые определяют человека (т.е. ставят предел).
Понятие личность появляется в результате споров о триединстве Бога и споров о двух природах Богочеловека - Иисуса Христа. Бог личностен и Личность не сводится к Природе. Человек создан по образу Божьему. И потому с точки зрения христианской антропологии человеческая личность надприродна, а значит ее нельзя свести к набору характеристик. Личность уникальна! Она отвечает на вопрос: «Кто?».
Познать личность можно только через живое общение, через любовь. Вспомним Маленького Принца, который говорил, встретив много роз: «Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас...» Необходимо понимать, что в сказках животные и растения наделяются личностными характеристиками.
Каждый человек имеет возможность сделать выбор – либо подчиниться природе и тогда он «социальное животное», по утверждению Энгельса, либо остаться личностью, осознав свою надприродность. Личность способна к творчеству. Преодолевая себя, у нее есть свободный выбор. Но это же порождает ответственность за свои дела и поступки.
Понятие «ответственность» можно понимать двояко. В одной стороны, это страх перед наказанием, которое несет человек в рамках своих обязанностей. Тогда это сродни понятию «подотчетность». С другой стороны - это самостоятельно принятый на себя личностный долг.
Ответственность обязательно предполагает способность личности понимать последствия своих деяний. В противном случае любой смелый поступок – безответственная авантюра.
На следующем семинаре, который состоится в 13 января, будет продолжен разговор о школе.