Неделя 5-я по Пятидесятнице. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии

   17 июля в нашем храме состоялась Божественная литургия. Служили отец Виталий и отец Роман. В этот день Церковь чтит память святых страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Императорская семья приняла мученическую кончину в ночь с 16 на 17 июля и была расстреляна вместе со своими слугами, последовавшими за своими господами в ссылку.
 “...Вскоре после того, как было объявлено о расстреле государя, святейший патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам святейший 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбеАзбука веры.
   
Семья Романовых вела благочестивую жизнь. Их религиозность выражалась не только в семейной жизни, но имела большое влияние на религиозную жизнь всего государства. В то же время, как и у любой правящей власти бывают свои взлеты и падения, так и у императора Николая многие находили ошибки и подвергали критике его деятельность. Вопрос канонизации семейства после их мученической кончины также вызвал множество споров. Мнение духовенства в Церкви было неоднозначным, но если рассматривать жизнь императора с позиции Евангельской Истины, то вывод получается следующим:
   “В жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода - время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывание у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным. За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры...” - Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.
  Таким образом, большая часть жизнь человека далеко не всегда бывает образцом и являет собой христианский идеал, но как итог, по некоторым его поступкам, Церковь способна признать в человеке святость и причислить его к лику святых. Подобно благоразумному разбойнику, первому вошедшему в Рай и явившему в себе образец покаяния, император Николай в последние месяцы своей жизни, пребывая узником вместе со своей семьей, являет нам образец мужества и стойкости в вере. Именно в эти трудные для всей его семьи дни, становится видна их неподдельная набожность и вера в Бога, в Его промысел не только о них самих, но и о всём государстве Российском. Несмотря на испытания, императорская семья осталась верной своим идеалам, а их мученическая смерть стала явным исповеданием веры во Христа.
   Отец Виталий на проповеди подчеркнул, что мы никогда не должны судить человека и делать поспешных выводов о его жизни. И вообще не должны никого ни в чем судить, если хотим, чтобы и с нами Господь не поступил таким же образом. “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено” (Мф. 7:1–2). Господь явно дает понять, что суд человеческий отличается от суда Божественного, никакая человеческая правда не сравнится с правдой Бога. И поэтому, если Бог способен оправдать человека и найти в нем что-то, что может перевесить всю его греховную жизнь в пользу спасения, то таким образом и нам следует поступать со всеми, кто нас окружает, чтобы и нам на Страшном суде не быть осужденными, но быть оправданными милосердием Божиим.

В.Карнуп