Одной из мер, указанной в "Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции", является дезинфекция лжицы перед причащением каждого прихожанина (или в храме используются одноразовые ложечки).
Многие восприняли это как нововведение, однако, о Святом Причастии во время эпидемии говорилось на 6-м Вселенском Соборе (680-681г.г.)
Практика причащения в Церкви менялась на протяжении всей истории бытия христианства. В настоящее время мы знаем, что каждый священник потребляет Чашу Христову после всех прихожан, не спрашивая у причастников, чем они больны. Это значит то, что священник должен быть готов умереть в любой день, от любой болезни, он всегда должен быть готов предстать перед Богом.
В Церкви давно есть предписания, что делать, если в Чашу попали ядовитые вещества (например, с ядовитыми насекомыми) или грибковая плесень. Никакого догмата, гласящего, что через лжицу невозможно заразиться какой-то болезнью, Церковь не имеет. Все разговоры на тему того, что веками люди причащались и ничем в храмах не заражались - это устоявшееся мнение, основанное на убеждениях. Люди ходили в храмы веками, причащались и лобызали святые образа. Но во время эпидемий вымирали целыми городами, в том числе и священники, епископы и монашествующие. Нет никаких статистик того, где именно заболел тот или иной человек, особенно если учесть инкубационный период.
Почему до настоящего времени не было четких правил на счет вирусов и бактерий? На момент принятия последних правил никто не подозревал о том, что могут быть такие невидимые вирусы, способные убить человека посредством лжицы. Нам надо научиться доверять ученым, медикам, руководству, проявляющим заботу о нашем здоровье, не устраивать паники, а соблюдать установленные нормы. "Какие меры нужно принимать, зависит от стадии эпидемии", - эволюционный биолог Г. Базыкин.
Святое Причастие — это способ наиболее тесного общения человека с Богом, а храм — это горница для этой встречи. Наше дело, как христиан, приготовить эту встречу для себя максимально чистой. Забота о чистоте веществ Таинств лежит на священнике. Соблюдение дополнительных норм гигиены не может подорвать любовь между верующими.
В Церкви нет учения о том, что Таинство меняет природу веществ: хлеб и вино в Чаше остаются Хлебом и Вином со всеми вытекающими из этого физическими последствиями. Все эти вещества имеют свойство портиться и могут становиться рассадниками грибков, бактерий и вирусов без соблюдения соответствующих правил. Да, они освящаются, становятся частью мира духовного, несут благодать Божью верующим, однако, сами при этом остаются явлениями нашего земного мира, подверженного тлению. Собственно, так же Церковь учит о своих святых — они святы, но это не мешает им быть подверженными греху, болезням и смерти.
По материалам рассказа протоиерея Д. Готовкина «Правмиру»
подготовила Ирина Квач.