"Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя,
то не утруждай себя постом и молитвой...
Бог не примет тебя".
Преподобный Ефрем Сирин (28, 111).
Сыропу́стная Неделя (10 марта) - последнее воскресенье перед Великим Постом. Этот воскресный день вместе с его всенощной и литургией называется Воспоминание Адамова изгнания, так как в это воскресенье вспоминается грехопадение первых людей и изгнание их из рая (см. Быт. 3:24), чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.
Еще одно название Сыропустной недели – Прощёное воскресение. Вторая часть богослужения предстоящего воскресенья - вечерня с чином прощения (в нашем храме вечерня служится сразу после Литургии).
Чин Прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста, до Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испрашивали друг у друга прощения, потому что никто не знал – вернется ли он живым. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал Чин Прощения, чтобы быть примиренным и прощенным со всеми, и благодаря этому – с Самим Богом.
В память об этой традиции в наших храмах и совершается трогательный и поучительный Чин Прощения, когда священник просит прихожан простить ему причиненные им вольные или невольные обиды, становясь при этом на колени и делая земной поклон. Люди сначала просят у него ответного прощения, а затем – друг у друга и целуются в знак примирения. Прощёное воскресение – день, в который мы должны найти в себе силы примириться со всеми теми, с кем у нас возникло даже малейшее огорчение. Нет такого человека, который регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. В Прощёное воскресение принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Правда, для многих это необыкновенно трудно, а для иных гордецов совсем невозможно.
Прощёное воскресение - это не традиция из серии «все так делают», это настоящая битва внутри себя с кознями и диавольскими нападками. Очень тяжело искоренить из своего сердца злобу, обиду или вражду, особенно если обиду причинили нам близкие люди. Все святые отцы Церкви подчеркивали то, что без прощения никакие молитвы Богу не помогут и даже самый строгий пост будет бесполезен.
Прощение человеку его согрешений – не просто нравственная норма, но установленный Богом духовный закон. "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14–15). Таким образом, прощение ближних, согрешивших против нас, является по Евангелию основным условием прощения Господом наших грехов.
Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощёное воскресение, епископ Феофан Затворник восклицает: “Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, – и всё тут. Прощёный день – какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…”
“И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим...”- в самой главной молитве, полученной людьми от Самого Спасителя, человек испрашивает у Бога прощение такое же, какое он сам дает другим людям, как сам прощает «долги» (обиды, согрешения). Если человек не может простить своему ближнему, то он не получит и прощения от Бога, об этом нужно помнить всегда.
На слова “Прости меня” православные искренне и от всего сердца отвечают: “Бог простит и я прощаю,"- свидетельствуя, что и Господь простил причиненную обиду, и человек зла не держит. Простить – это одно из немногих сложных, тяжелых дел, которое позволяет нам быть похожими на Христа. Искренне прося прощения и прощая, мы исполняем закон Христов.
Материал подготовила Елена Богулева.