Одной из святынь нашего храма является икона преподобного Илии Муромца, Печерского, с поясом, освященным на его мощах. В настоящее время икона находится в алтаре. Угодник Божий прп. Илия Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской Лавры около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря ст.ст./1 января нв.ст.
В большинстве своём мы воспринимаем святого Илию как русского былинного богатыря и идеал героя-воина. Известен он и как герой германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.
Из тех сведений, которые сохранились об этом святом, нам известно, что будучи рождённым в простой крестьянской семье в селе Карачарово под Муромом Владимирской области, чудесным образом исцелённый от паралича в 30 лет, он долгое время состоял в княжеской дружине, где прославился подвигами и своей невиданной богатырской силой. Мощи преподобного Илии, хранящиеся в Антониевых пещерах, показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи хранят на себе следы тяжёлых ранений, одно из которых - глубокое в левой руке и в области левой груди - будто говорит нам о том, что воин пытался прикрыть рукой сердце, куда и был проткнут копьем. В то время было вполне традиционным, что православный воин после сильных ранений и успешной воинской карьеры сменял меч железный на меч духовный. Святой Илия принял постриг в Печерском монастыре (ныне это Киево-Печерская Лавра). Постриг Илии Муромца приходился на время игуменства прп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления прп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".
В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа прп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала героя-воина". Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят "калики перехожие", которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины "калики" - это Христос с двумя апостолами.
В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны: определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт, что прп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской Лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году в Одинцовском районе Московской области (в главном гарнизоне Ракетных войск стратегического назначения Одинцово-10(сейчас это закрытое административно-территориальное образование «Власиха») усердием ракетчиков, подрядными организациями военных строителей был воздвигнут храм святой великомученицы Варвары с приделом преподобного Илии Муромца.
Как бы то не было, но большинство людей продолжают считать Илью Муромца лишь сказочно-былинным персонажем. Что ж, хочется надеяться, что образ сильного духом и телом воина, совершавшего свои подвиги во Славу Божию, будет для нас в любом случае примером мудрого, справедливого и стойкого человека, который будучи велик в своих земных подвигах, не забывал о Царствии Небесном.
Материал подготовила Виктория Цех.