18 декабря в рамках образовательных «Рождественских чтений – 2022» в помещении воскресной школы "Колокольчики" при храме Всех святых, в земле Русской просиявших, состоялась лекция директора воскресной школы Рустама Мулаева «Сюжетно-деятельностная игра – новая форма православного воспитания детей и подростков».
Рустам рассказал о том, как поиск новых путей решения задачи воцерковления детей привёл его однажды в Патриарший центр духовного развития детей и молодёжи при Московском Даниловом монастыре, где он познакомился с Егором Коврижиным и Натальей Ковалёвой, которые создали новую форму работы – сюжетно-деятельностные игры (СДИ). Директор воскресной школы и его коллеги стали осваивать эти новые и очень непростые формы работы с детьми. Так возникла студия игрового моделирования «Тропинка».
Каждая СДИ — это радостный мир, это захватывающая игра, которая погружает человека в состояние непрерывного творческого поиска, позволяет интересно думать своей головой и действовать совместно с друзьями. В этом слушатели убедились, посмотрев в ходе лекции несколько видеосюжетов о прошедших играх. В пространстве ролевой игры ребята учатся самому главному - обсуждать сложные ситуации, разбираться в мотивах поступков других людей, делать личный нравственный выбор, учатся чувствовать, что рядом настоящие друзья. В процессе игры встречаются реальные испытания, пройти которые часто возможно только слаженной командой. За 12 лет работы разработано и проведено более 70 СДИ. Первые их участники уже сами стали ближайшими помощниками Рустама - игротехниками в проведении игр и даже их проектировщиками. Игры моделируют события, в которых важно разбираться самому, и тогда это становится ребенку интересно и понятно, и только разобравшись, он может взять на себя ответственность, сделать свой нравственный выбор и понять тот или иной нравственный закон, который даст нравственный стержень на будущую жизнь.
В любой СДИ существует пять правил:
1.Сюжет задает ведущий (Например, если уж сказал, что впереди "болото", то прыгать можно только по "кочкам");
2.Правило круга (В обсуждении для принятия решения принимают участие все на равных условиях);
3.Правило вежливости;
4.Правило причины (Если что то предлагаешь, то надо обосновать почему? зачем?);
5.Правило активности (Суть - в любой ситуации надо искать выход до конца, не унывать).
В конце каждой игры - еще работа, рефлексия. В результате прохождения любой сюжетно-деятельностной игры подростки приобретают для реальной жизни ценные качества: ответственность, силу воли, умение преодолевать себя, верить в собственные силы. Получив настоящий командный опыт, ребятам будет гораздо легче сотрудничать с людьми в реальной жизни.
21 декабря 2022