1. Об языке
На предыдущих семинарах мы пытались "встать над процессом" и "с высоты" увидеть проблемы современной школы. Однако когда забираешься высоко в гору, видно много, но неразличимы детали. В логике происходит то же самое. Когда мы начинаем рассуждать очень абстрактно, не всегда ясно, какое отношение это имеет к конкретным явлениям. Как это не странно звучит, в диалектической логике есть метод "восхождение от абстрактного к конкретному"
На семинаре 21 апреля мы попытались от абстрактных рассуждений о проблемах школы сделать небольшой шаг к конкретике и рассмотреть отдельные школьные предметы.
Первый предмет, о котором мы говорили, - русский язык. Для большинства детей, да и взрослых, этот предмет воспринимается как изучение правил написания и произношения. А сам язык нужен только для передачи информации. И тогда, если я могу каким-то образом передать свою мысль, то какая разница – правильно я пишу, говорю, или неправильно. Тогда все требования грамматики – просто повод педантов придраться к «нормальным людям», которые желают «свободно изъяснятся» как им вздумается.
Но если бы язык был только способом передачи информации, то как объяснить факт борьбы с русским языком на Украине и в Прибалтике?
Чтобы разобраться во всем этом начнем с того, что человек – существо словесное. Без языка человек не может существовать. Для каждого из нас мир во многом существует постольку, поскольку мы можем его описать словами. Если какие-то предметы мы не можем назвать, то их для нас как будто бы нет. Например, если мы попадем на какое-то неизвестное производство, то для нас большинство сооружений будет представляться "просто железками". В то время как для работников этого завода каждая вещь имеет название и смысл. То же самое, когда мы встречаем группу неизвестных людей. Пока мы с ними не познакомимся и не узнаем их поближе, они для нас просто "люди". В то время как имя близкого нам человека – это не просто звук...
Мышление любого человека происходит с использованием языка. Конечно, существует и безъязыковое мышление - художественное, созерцательное. Но это не исключает того, что в большинстве случаев мы мыслим с помощью слов. Происходит некий "диалог" внутри человека.
Родной язык формирует человека, потому что он с рождения погружен в языковую среду и благодаря этому он становится частью своего народа. Язык - одна из форм существования народа. Язык каждого народа отражает его историю, культуру и мировидение. Например, у арабских народов много разнокоренных слов, описывающих верблюда по типу как в русском языке "петух", "курица", "цыпленок", а у северных народов много разнокоренных слов, описывающих оттенки белого цвета. В русском языке, в отличие от всех европейских языков, слово «раб» происходит от слова «ребенок». То есть младший в роду. В то время как во всех европейских языках слово «раб» – это название другой национальности (анг. slave). По-русски мы говорим: «У меня есть мама», а по-английски: «I have a mother», что дословно переводится «Я имею маму».
Грамматика языка тоже отражает жизнь народа. Есть народы, которые не различают прошедшее и будущее время. Для них существует только настоящее. А церковно-славянский язык имеет звательный падеж, потому что все молитвы - это обращение к Богу, Божьей Матери или святым. Так что к языку нельзя относиться только как к форме передачи информации, потому что от того, как мы пользуемся языком зависит духовное состояние общества. Вот почему необходимо сохранять чистоту языка! И в таком понимании изучение языковых правил, грамматики становится осмысленным делом, а безграмотность - формой разрушения языка.
Более того, необходимо обратить внимание, что научные сообщества тоже имеют свои языки. Есть язык математики, есть языки физики, химии, биологии и другие. Изучая предмет, ребенок не просто осваивает набор новых понятий и формул, но он должен осознать способ общения на этом языке. Предметный язык формирует предметное мышление. Изучая предмет как набор фактов, педагоги зачастую не понимают, почему ребенок не способен его освоить. Вхождение в любую профессию также предполагает изучение специфического профессионального языка. Когда кто-то приходит к профессионалам и начинает с ними общаться, они сразу определяют "свой" или "чужой" по тому, как человек пользуется профессиональным языком.
2. О воспитании личностей.
Неожиданно на семинаре возникла дискуссия об основах той педагогики, которую мы обсуждали на всех предыдущих занятиях. Речь зашла о воспитании личностей, которые стремятся познать истину, имеют свое мнение и свои принципы. Это предполагает, что мы детей готовим к жизни-борьбе, в которой будет много "шишек", много испытаний и проблем.
В качестве иллюстрации нашего подхода был зачитан рассказ «О воспитании защитников». В нем рассказывается, как один мальчик Коля, ученик 6 класса, не подчинился «инспектрисе», которая организовала акцию «Прощай, оружие!» в рамках «Международного дня игрушечного разоружения». Все мальчики должны были принести свои игрушечные автоматы и пистолеты. В обмен за это они получали конструкторы и другие игрушки. Коля ничего не принес, обосновав это тем, что «...своё оружие сдают только трусы». Когда разгневанная инспекторша сказала: «Ты же не солдат», Коля ответил: «Я не солдат, конечно. Но я мужчина. Это пока у меня игрушечное. А когда вырасту и стану офицером – будет настоящее. Всё же с чего-то начинается. Если начнёшь отдавать игрушечное, чтобы не ругали, то отдашь и настоящее, чтобы не убили...»
В обсуждении текста было высказано два мнения. Первое - этот мальчик поступил правильно, он настоящая личность. Второе - так поступать глупо, потому что ситуация "не военная". Надо было уступить инспекторше. А вот если бы на самом деле были враги, то тогда следовало бы проявлять героизм. В данном случае надо было действовать хитрее. В качестве примера было приведена ситуация с нападением злодея, которого можно обезвредить только с помощью хитрости, притворившись немощным.
Но большинство членов семинара отметили, что речь в данном случае идет о воспитательном моменте. И об этом сказал сам герой, Коля. Если ты в юности не научился отстаивать свои принципы, то какая гарантия, что когда вырастишь, ты сможешь «проявить героизм».
Конечно, каждая ситуация уникальна. Нельзя на все случаи рекомендовать твердо стоять на своем. Где-то на самом деле необходимо проявить гибкость, хитрость. Но важно научить ребенка различать эти ситуации, научить делать нравственный выбор и обосновывать свой выбор, как это сделал Коля.