Великий пост предваряют подготовительные недели (неделя – древнерусское названия воскресенья) и седмицы (церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла). Чтобы помочь верующим подготовиться к предстоящему испытанию, Церковью установлены четыре подготовительных Недели (или четыре воскресенья), каждая из которых имеет свое название, и три подготовительные седмицы к Великому посту (все даты Недель и Седмиц указаны по православному календарю на 2020 год).
Неделя о мытаре и фарисее. В первую подготовительную Неделю (воскресенье, 9 февраля) за Литургией читается Евангельская притча (Лк. 18, 10–14) о мытаре и фарисее. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов. Следующая за Неделей о мытаре и фарисее седмица (10 – 15 февраля) в православном календаре относится к сплошным седмицам – пост отменяется даже в среду и пятницу. Таким образом Церковь нас предостерегает от фарисейской самоуспокоенности, от формального исполнения церковных предписаний.
Неделя о блудном сыне. Воскресный день 16 февраля называется Неделей о блудном сыне. Евангельской притчей (Лк. 15, 11–32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. На следующей, второй подготовительной седмице (17 февраля - 22 февраля), в среду и пятницу возобновляется уставный пост.
Неделя мясопустная. Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту – Неделя мясопустная (23 февраля). Славянский термин «мясопуст» (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Церковный устав предписывает не употреблять после этого воскресенья мяса. Неделя мясопустная именуется в Православном календаре также Неделей о Страшном суде. Название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31–46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия.
Следом за Неделей мясопустной идет последняя подготовительная седмица к Великому посту, которая называется Сы́рной седми́цей (24-29 февраля). Начинается сырная седмица Неделей мясопустной (23 февраля), о Страшном Суде, и завершается перед Прощёным воскресением (Неделя сыропустная - 1 марта). Седмица является сплошной (без поста в среду и пятницу), но мясо уже не вкушают. В этом – последняя ступень подготовительного воздержания. Смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостному воздержанию, степень которого, конечно же, у каждого христианина своя. На сырной седмице уже не совершается Таинства брака (венчание). В среду и пятницу не служится Литургия (в знак покаянной скорби). На часах со среды начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Все это, согласно замечательному выражению свт. Тихона Задонского – «светлые предпутия поста»! Сырную седмицу (24-29 февраля) полезно посвятить осмыслению предстоящего поста, определению его меры для себя в этом году, подготовке к Прощёному воскресению, душеполезному общению.
Народное название Сырной седмицы – масленица. Масленица имеет языческие корни и символизирует проводы зимы и встречу весны. Церковь иногда замещала языческие праздники христианскими, исключая языческий смысл и заменяя его новым, христианским содержанием. Так было и с Радоницей, и с обычаем колядования, так произошло и с масленицей, которую Церковь приурочила к последней подготовительной седмице перед Великим Постом. Наши предки на масленице старались накормить блинами в первую очередь неимущих и странников, не только ходили в гости к родным и знакомым, но и мирились, прощая друг другу вольные и невольные обиды. Для православных Сырная седмица, масленица – неделя постепенной подготовки к Посту, касающейся не только пищи, но и духовной стороны жизни. Святитель Тихон Задонский говорил: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно».
Неделя сыропустная. Сыропу́стная Неделя (1 марта) - последнее воскресенье перед Великим Постом, этим днем заканчивается сырная седмица. В это воскресенье воспоминается грехопадение первых людей и изгнание их из рая (см. Быт. 3:24). Церковь нам напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. На Литургии читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься (Мф. 6, 14–20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов. Сыропустная Неделя – последний день употребление в пищу молочных продуктов. Термин «…пуст» обозначает, оставление, прощание с чем-то. Как в Неделю мясопустную (воскресенье 23 февраля) мы последний раз едим мясо и прощаемся с ним, так и в Неделю сыропустную (воскресенье 1 марта) последний раз едим сыр и другие молочные продукты и «отпускаем» их.
Сыропустная Неделя также называется Прощёным воскресением, т.к. в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается чин прощения – священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой. Следующий день – понедельник (2 марта) - начало Великого поста.
Материал подготовила Елена Богулева
по учебному пособию для Духовных Семинарий "Литургика"
Г.И. Шиманского.