В рамках Рождественских чтений 10 декабря 2018 года прошла встреча учащихся старших классов поселка Белоозёрский с кандидатом богословия протоиереем Илией Шугаевым из города Талдома Московской области.
Технический прогресс XX века создал основы для развития так называемого общества потребления, в котором основное место играет индивидуальное потребление. Маркетологи стимулируют нас тратиться на продукцию, в которой нет необходимости. Приобретаемые товары часто не соответствуют критерию надежности. Обществу присущ определенный духовный кризис — счастливый человек в обществе потребления не нужен.
Важная задача для молодежи — ответить на вопрос: "Кто я, для чего я живу?" Лектор предложил так же задуматься над вопросами: «Берем ли мы на себя ответственность за то, что происходит вокруг, или перекладываем свою ответственность на плечи других? Кто и как нами манипулирует? Нужны ли нам те абстрактные ценности, которые навязывает общество потребления? "
Для ответа на вопрос: «Что мы знаем о себе?» лектор рекомендовал посмотреть фильмы «Я и другие», «Хвост виляет собакой» и «Экспериментатор». Известные психологические эксперименты приподняли завесу тайны об истине человеческой природы, о его восприятии мира и мотивации поведения. На примере показанного фильма лектор продемонстрировал, какое значительное влияние имеют на поведение людей окружающие. Оказывается, только 10% людей могут поступить так, как считают нужным, они не отдают свою свободу и могут быть лидерами. Но не будем забывать, что свобода — это прежде всего ответственность в рамках знания закона.
В царской России 90% населения были крестьяне. Почти каждый брал на себя ответственность за свою семью, за кусок земли, к которой был привязан, за домашних животных. Все вместе слушатели вспомнили, что «мужичку с ноготок» из стихотворения Н.А.Некрасова было всего 6 лет, но он уже делал посильную мужскую работу, говоря: "Всего мужиков то: отец мой, да я".
На примере бизнес-проекта пластиковых окон лектор в цифрах продемонстрировал, для чего в товары специально закладывается запланированное устаревание «физическое» и «моральное» (яркий пример - это мода). В обществе потребления не поощряются качественность товаров, разумный экономный образ жизни и т.д., поскольку за ними следует утрата потребительской способности. Из нас стремятся сделать активных потребителей, втягивая нас в кредиты. Но неограниченное удовлетворение всех желаний не может быть путем к счастью.
Как сделать так, чтобы каждая личность брала на себя ответственность? Какова роль в этом нашей системы образования?
12 декабря 2018