Святыни храма

Икона Всех святых

Икона "Всех святых в Земле Российской просиявших".
Дни памяти:  2-я Неде­ля по­ Пя­ти­де­сят­ни­це (переходящая дата) и 29 июля

    Название праздника недавно было изменено на "Всех святых, в Земле Русской просиявших", но надписание на иконе осталось прежним, это разрешено традицией.

 

Белоозерская икона

                       Белозерская икона Божией Матери
    Величание совершается: 7-я Неделя по Пасхе (переходящая дата)       и 20 октября

  Белозерская икона Божией Матери - древняя русская почитаемая святыня XII - XIII века. Оригинал иконы вывезен из Спасо-Преображенского Собора города Белозерска Вологодской области (город расположен на берегу Белого озера) в 30-ые годы и перевезен в Государственный Русский музей города Санкт-Петербурга, где хранится и поныне. С точки зрения иконографии она принадлежит к типу "Умиление".
  Икона БелоОзерская, находящаяся в нашем храме, написана в Палехе (список с Белозерской иконы) по заказу Николая Шведова и подарена приходу 4 июня 2005 года. Вскоре она была отреставрирована, добавлен оклад и украшения камнями. По сторонам от главы Богоматери - два медальона с погрудными изображениями Архангела Михаила и Архангела Гавриила.
  На полях иконы – девятнадцать медальонов меньшего диаметра с изображениями  ветхозаветных пророков и святых жен.
 На верхнем темно-синем поле в медальонах представлены праведники: Моисей, Аарон, Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях (слева и справа) выписано шесть пар пророков, которые явились провозвестниками вочеловечения Христа и роли в этом Девы Марии: Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил.
  На нижнем поле (слева направо) в медальонах изображены святые жены - великомученицы: Ирина, Екатерина и Варвара.
 
В нашем храме второй антиминс освящен в честь БелоОзерской иконы Божией Матери.
 

икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
   Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
   Величание совершается 18 мая.

  Образ Богородицы "Неупиваемая Чаша" близок к древнейшему изображению - Никейской иконе (византийский стиль), прославившейся в 304 году. Тип иконографии - "Оранта"(молящаяся). Отцы I Вселенского Собора (325год) установили петь перед ней: "Стало чрево Твоё, Богородица, святою трапезой носящей небесный Хлеб, Христа, Бога нашего, и никто из вкушающих от Него не умирает, как сказал Он, всех Питатель" (перевод с греческого на русский язык).
  Богородица изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней – благословляющий Богомладенец, стоящий в чаше, которая символизирует Чашу Причащения. Эта Чаша "Неупиваемая", что в переводе на русский язык означает "Неиспиваемая", "Неистощимая", потому что раздаваемый причастникам Агнец "всегда ядомый и никогдаже иждиваемый" (слова из молитвы священника в алтаре).
  В 1878 году в Серпуховском Введенском Владычнем монастыре произошло явление образа Богородицы одному крестьянину, жаждущему исцелиться от горького недуга винопития. У обретенной иконы он отслужил молебен и вернулся домой абсолютно здоровым. Чудотворная икона находилась в монастыре до 1919 года, затем была перенесена в Кафедральный собор города Серпухова. После закрытия Собора в 1929 году оригинал и все списки бесследно исчезли, молебные служения прекратились, судьба первообраза до сих пор неизвестна.
   В 1993 году во вновь открытом Серпуховском Высоцком мужском монастыре талантливый русский иконописец Александр Соколов фактически заново создал образ "Неупиваемая Чаша" по описаниям и под руководством своих духовных наставников. Это был вклад иконописца в восстановление монастыря, работал он бесплатно. Строго канонический оклад, подчеркивающий достоинства образа, выполнил церковный ювелир Марк Лозинский.
   Вновь созданной иконе по вере молящихся была дарована благодать древнего образа: она стала являть чудеса, спасать жизни отчаявшихся, исцелять от недугов неверия, наркомании, алкоголизма, курения и прочих.
   В нашем храме находится высококачественная фотографическая репродукция с оригинала иконы, воссозданной Александром Соколовым. Она была заказана в 1998 году протоиереем Романом Сыркиным по просьбе и на пожертвования прихожанки нашего храма Колышевой Раисы Павловны (1936 – 2017).
  В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено ежегодно совершать общецерковное празднование образу Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 18 мая.
  В нашем храме молебен с акафистом у иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" служится по средам в 16 часов (согласно расписанию).

пояс с мощей преподобного Илии Муромца, Печерского
Икона преподобного Илии Муромца, Печерского, с поясом, освященным на его мощах.
 

Дни памяти:  1 января; 23 июня в Соборе Рязанских святых; 6 июля в Соборе Владимирских святых; 11 октября в Соборе Киево - Печерских преподобных, в Ближайших пещерах; во вторую Неделю Великого Поста в Соборе Всех Киево - Печерских преподобных отцов (переходящая дата).

  Икона преподобного Илии Муромца, Печерского - уникальная святыня нашего храма. Редкая по типу изображения этого святого, она находится в одном киоте с поясом - это предмет из облачения мощей преподобного Илии. В соответствии с Церковным Уставом святые мощи Божиих угодников периодически переоблачают в новые одежды. В нетленных мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа, частичку Ее таит в себе и освященный пояс. Кроме того, пояс всегда символизировал зрелость, силу, мужество и власть (Ис 22.21). Надеть пояс согласно Священного Писания - значит быть готовым выполнять порученные задания: «опояшься и обуйся ... и иди за мною» (Деян 12.8).
  Каждый русский человек с детства знает богатыря Илью Муромца, но не все знают, что такой человек жил на самом деле. Родился он в 1143 году в селе Карачарово, недалеко от Мурома. До 30 лет был парализован, потом чудесным образом получил исцеление и стал служить в княжеской дружине, где прославился подвигами и с
воей невиданной богатырской силой, за что народ и воспел его в былинах. Ранение в грудь сделало невозможным дальнейшую воинскую службу. Илия-воин принимает монашеский постриг в Печерском монастыре. Всю оставшуюся жизнь он совершал иноческие подвиги, и Господь сохранил его тело нетленным, которое и до настоящего времени покоится в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.
   В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу нетленных останков святого. Результаты исследований подтвердили факты жизни былинного богатыря: определен возраст 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.
Чаще всего образ прп.Илии Муромца изображают в монашеском одеянии. Однако в наше время российские воины почитают святого, как своего небесного заступника. В подмосковном храме во Власихе есть образ преподобного в виде воина.
  Икона преподобного Илии Муромца (Печерского) создана иконописцем Птицыной М.Р. под руководством протоиерея Романа Сыркина. Образ поясного изображения
(материал: липа, паволока, меловой левкас, темпера, сусальное золото). Контраст цветовой гаммы подчинен общей гармонии образа. Золотой цвет, окружающий изображение, как свет духовного мира отражается на лике и руках святого. Умный взгляд устремлен на нас и куда-то дальше, сквозь нас. Нестарый возраст выдает овал лица и окладистая борода. В изображении сочетается недюжинная сила и огромная мудрость, чувствуется упругость духовной энергии. В левой руке преподобный держит меч - символ доблести и воинской славы. Кисть руки уверенно и спокойно лежит на рукоятке, но при необходимости тут же готова вынуть его из ножен. Полную амуницию воина XII века дополняют копье в правой руке, за спиной - колчан со стрелами и лук. Шлем подчеркивает боевой дух преподобного, но сейчас он снят – началась иная брань, духовная. Воинский плащ красного цвета - это цвет любви и животворящей энергии. Он символизирует пламенеющую любовь к Богу и вечную победу жизни над смертью. Весь внешний облик святого ассоциируется с высоким нравственным внутренним миром. Иконописец воплотила в иконе образ не просто воина, но уже воина – монаха, который стоит как бы на пороге замены меча железного на меч духовный.
   Преподобный Илия Муромец, (Печерский) был официально канонизирован в 1643 году в числе 69-ти угодников Киево-Печерской Лавры. Икона святого Илии Муромца - благословенный образ, воплощающий общий народный идеал героя-воина, дарующий верующим людям уверенность в завтрашнем дне.

икона прпмцц. Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (с частицами мощей)
Икона прпмцц. Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (с частицами их мощей).
 

Дни памяти: 18 июля, 11 октябряобре́тение мощей, в Соборе Московских святых (переходящая дата), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящая дата), 5 февраля - в Соборе Костромских святых,  11 февраля - в Соборе Екатеринбургских святых,  в Соборе Санкт-Петербургских святых (переходящая дата), 5 июня - в Соборе Ростово-Ярославских святых.

  Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были прославлены Русской Православной Церковью в 1992 году.
  Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября (ныне – 1 ноября) 1864 года в протестантской семье. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III, и в 1891 году приняла Православие. После гибели своего мужа в 1905 году от бомбы террористов Елисавета Феодоровна всю себя посвятила служению Господу и людям. Деятельность ее была многообразна. В Москве она создала Марфо-Мариинскую обитель.
  Инокиня Варвара (Яковлева) была келейницей и самой близкой к великой княгине крестовой сестрой. Она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова, обходительна. Мученическую кончину  приняла в возрасте около 35-ти лет.
  Елисавету Феодоровну арестовали на Светлой Седмице в 1918 году. Сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине. Мученицы были сброшены живыми в шахту недалеко от города Алапаевска ночью 18 мая 1918 года. При занятии Екатеринбурга армией А.В.Колчака их тела извлекли из шахты и переправили в Иерусалим. В настоящее время  мощи преподобномучениц почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
  Храмовая икона прпмцц. великой княгини Елисаветы и инокини Варвары относится к Московской школе письма. В иконе находятся два ковчежца с частичками святых мощей преподобномучениц. Виктор Жилин, бывший послушник Соловецкого монастыря, привез эти частички из Иерусалима и подарил отцу Роману. Сначала частички мощей святых хранились в алтаре. Прихожане подумали, что хорошо было бы написать икону и на удивление быстро собрали пожертвования (Татьяна, Ольга, Валентина, Александр, Татьяна и Мария). Икону заказали у девушки - иконописца из храма свт. Николая на Маросейке,  ученицы отца Александра Куликова.
  Образ выполнен на липовой доске, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты (темпера), олифа, лак. Все элементы иконы прописаны тонкими прозрачными плавями, которые придают обликам мягкость и неземную воздушность. Преподобномученицы изображены в полный рост, одеты в облачение Марфо-Мариинской обители. Строгое геометрическое построение изображения, прямые и широкие складки одежды помогают передать внутреннюю энергию, выражают полноту и упорядоченность духовных сил. Головы покрыты апостольниками. Такие светлые головные уборы были разработаны по указанию  княгини Елисаветы специально для сестёр Марфо-Мариинской обители по образцу монашеского апостольника (традиционно черного цвета). Выражение лиц строгое, без излишней эмоциональности, что подчеркивает отрешенность от мира, олицетворяет духовную красоту небожителей и их сосредоточенность в служении Господу. В правой руке обе преподобномученицы держат крест - напоминание о крестных страданиях Спасителя. Левая ладонь инокини Варвары обращена к молящимся и символизирует праведность и открытость чистой души.
    На иконе изображены Церковь небесная и земная. И выше Всех святых Иисус Христос.

 

Св.Нифонт

Икона преподобного Нифонта, епископа Кипрского.
День памяти 5 января.

  Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV), родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. Уже в старости, придя в Александрию, был поставлен епископом города Констанции на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. Поэтому Церковь прославляет его не в лике святителя, а в лике преподобного за подвижническую жизнь, как угодившего Богу монашеским подвигом и достигшего подобия Христу.
  В детстве Нифонт был добр, тих, кроток, смиренен, любил посещать церковную службу. В юности же он стал вести разгульную и греховную жизнь. Но однажды слова друга, сказанные искренне и с удивлением: "Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа", - показали Нифонту глубину его падения.
   С тех пор Нифонт оставил свою прежнюю греховную жизнь, удалился от мира, стал иноком и непрестанно молился Царице Небесной, прося Ее заступничества. После покаянных слез и молитв лицо его просветлело, а Лик Божией Матери на святой иконе улыбнулся ему. С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной, но если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался.
  Бог попустил прийти на Нифонта искушению: четыре года нападал на него бес, развращая и помрачая его ум словами: "Если встанешь на молитву, то потеряешь рассудок, будешь юродивым, и все станут над тобой смеяться. Оставь молитву…" Святой боролся все четыре года и таким образом был испытан как золото в горниле, оказался достойным благодати Господней, которая потом сошла на него. Преподобный Нифонт получил дар своими словами наставлять и утешать скорбящих, различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий. На смертном одре святой сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.
   Икона преподобного Нифонта написана в 2002 году и с тех пор находится в алтаре нашего храма. Её автор – иконописец Е.А. Завгородняя создала эту икону под руководством протоиерея и иконописца Николая Чернышова, будучи студенткой Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
   Икона поясного изображения (материал: липа, паволока, меловой левкас, темпера, сусальное золото), выполнена в иконописном византийском стиле средних веков, оттенки красок слегка приглушены. Святой Нифонт представлен в фелони и омофоре, с непокрытой головой, с благословляющей десницей, в левой руке - свиток. Надпись на свитке гласит: "Чадо терпи, противяся бесу молитвою и постом, и бежать имать от тебе скоро, блюдися же клеветы и гнева, сия бо наипаче хулы родят".
  На момент написания иконы никаких изображений преподобного Нифонта найти не удалось, поэтому иконописец выполняла ее по описанию, изложенному в труде академика исторической живописи В.Д.Фартусова "Руководство к писанию икон святых угодников Божиих". Пособие для иконописцев» (изд. 2002 года, г.Москва, репринт 1910 года). (Описание в "Руководстве..." можно посмотреть от 23 декабря - день памяти святого по старому стилю).

Икона Святителя Афанасия, епископа Ковровского

              Икона святителя Афанасия,
                епископа Ковровского. 
              День памяти 28 октября.

  Святитель Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров), исповедник, епископ Ковровский (2 июля 1887 – 28 октября 1962) прославлен в лике новомученика и исповедника Российского, канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском соборе. Святые и нетленные его мощи обретены в октябре 2000 года и в том же месяце крестным ходом перенесены в Богородице-Рождественский монастырь города Владимира, в котором он был настоятелем в 1920 году.
   К прославлению святителя и к перенесению его мощей было создано несколько икон.
   Икона поясного изображения, находящаяся в алтаре нашего храма, написана иконописцем М.Р. Птицыной (материал: липа, левкас, масло). Святитель Афанасий представлен в саккосе, с непокрытой головой, с благословляющей десницей, в левой руке - Евангелие.
 Священноисповедник, богослов, литургист, гимнограф, песнописец,  автор церковных служб, святитель Афанасий прошел тернистый путь гонений,  но  оставил о себе живую и светлую память.
  Им составлена служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим». Эта служба совершается в нашем храме во время  Празднования Собора Всех Русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Установление непереходящего праздника Всех Русских святых 29 июля произошло также по инициативе святителя Афанасия.
   Святитель Афанасий известен многими делами на благо церкви, но более всего – своими трудами по редактированию богослужебных текстов.
Труды святителя Афанасия:
"Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим"
"О поминовении усопших по уставу Православной Церкви"
"О шестопсалмии"
"Чин Молебного пения об Отечестве"
"Настроение верующей души по Триоди Постной"
"Молитвословия за трапезой"
Последования молебных пений на различные потребы ("На всякое прошение","О хотящих по воздуху шествовати","О сущих в различных обстояниях","Перед началом всякого дела","Благодарение о получении милостыни", "О мире всего мира и о прекращении войн" и другие)
Сборник величаний (свыше 100) и избранных псалмов.
"Какое великое утешение – вера наша" - избранные письма святителя Афанасия.