О Церковном Уставе, Постной Триоди и нашем поведении в храме

  В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года (при патриархе Адриане) Иерусалимский Богослужебный Устав - совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой Устав записан, называется «Типикон» (греч. Τυπικόν от τύπος - «образец, вид, норма»). Иногда и сам Устав называют Типиконом.
  Типикон регламентирует, как следует совершать различные действия в церкви, как поститься, как петь, как совершать поклоны, хотя самих богослужебных текстов не содержит. В уставном богослужении проявляется живая связь настоящего Церкви с ее прошлым.
   Богослужебный Устав выделяет три цикла, которые называются кругами богослужения: суточный, седмичный и годичный (годовой). Полностью, то есть с точностью до мельчайших деталей, службы всех дней года повторяются через 532 года, когда все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Временной интервал в 532 года называют индиктионом.
   Сейчас идет Великий Пост. Он имеет свою особую Богослужебную книгу: Постная Триодь. В эту книгу входят все песнопения (стихиры и каноны), библейские чтения на каждый день поста. "Незнание Триоди - главная причина, по которой в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение Поста, что мало-помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных предписаний и ограничений в пище. В чем же состоит настоящий Пост? Триодь отвечает: прежде всего во внутреннем очищении... А так же вернуться к любви; это борьба против растраченной жизни, против ненависти, несправедливости, зависти.. "  - из книги "Великий Пост А.Шмемана.
   Находясь в Церкви, во время Богослужения, мы представляем собою одно Тело Церкви - Тело Христово, глава которого - Сам Христос. Поэтому и вести себя нам необходимо единообразно. Единообразие нужно главным образом для того, чтобы мы не превозносили сами себя над другими своим усердием и рвением и не осуждали других прихожан. Типикон предупреждает о необходимости хранить предания святых отцов: «.. во святей Церкви благочинно управити молитву и поклоны...». Это заставляет смотреть на совершение поклонов во время Богослужения не как на личное дело каждого, а как на серьезный уставной вопрос. Поэтому к изучению этого вопроса необходимо приложить усилия.
  С основами богослужения можно ознакомиться и углубить свои познания на двухгодичных Библейско-богословские курсах от КДС , которые проходят у нас в поселке. Осенью этого 2019 года вновь начнется 1-й год обучения. Желающие могут записаться уже сейчас.