Литургия. Неделя о мытаре и фарисее

   21 февраля в нашем храме состоялась Божественная литургия. Накануне, в субботу на всенощном бдении, звучали умилительные стихиры «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», настраивающие на покаяние и сокрушение о грехах, тем самым Святая Церковь начинает готовить нас к Великому посту.
   Любое дело требует подготовки. Например, скалолаз, желающий взобраться на вершину горы, берет с собой снаряжение для преодоления трудностей и опасностей на пути. Так и нам предстоит вооружиться всем необходимым, чтобы пост оказался во благо, а день Светлого Воскресения Господня той заветной вершиной, взобравшись на которую сердце преисполняется радости, свободе от страстей и греховных привычек, благодарности к Богу и к людям.
  За Литургией в этот день читалась Евангельская притча (Лк. 18, 10–14) о мытаре и фарисее. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь на их примере напоминает о смирении, как истинном начале всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов. 
   “Сегодня Евангелие учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом”. (Святитель  Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года".)
    В проповеди настоятель храма отец Роман призвал нас к молитве, посту и добрым делам, но чтобы мы не присваивали этого себе, не гордились и не превозносились над окружающими, так как никаких постов и добрых дел недостаточно для спасения, а дело спасения возложили на Бога и Его любовь к нам. Это позволит избежать фарисейской болезни и даст возможность приблизиться к состоянию покаяния мытаря, без которого никакой пост невозможен.