Трезвение и трезвость - христианские добродетели

«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением... Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели».
Св. Игнатий (Брянчанинов).

   Одна из главных целей Великого поста и следующей за ним Страстной седмицы – помочь нам достигнуть духовного трезвения.
   Трезвение - одна из основных христианских добродетелей - это защита ума и сердца от дурных мыслей, это честный взгляд на себя и на Евангельское учение, это свобода от самообмана. Такая добродетель требует внутренних усилий, размышлений и молитвы. Незамутненный взгляд на самого себя и на окружающую действительность невозможно приобрести в одночасье, сказав себе: “С понедельника стану трезвомыслящим человеком”. Трезвение в духовном смысле - это состояние, противоположное духовной прелести. Святые отцы учили о необходимости трезвения (трезвости) для спасения человека. Есть множество святоотеческих трудов о том, каким образом можно приобрести эту добродетель.
    В наше время мы чаще пользуемся словом трезвость и понимаем его в значении, как полная противоположность алкогольному опьянению (и не только), часто приводящему к патологической зависимости. В принципе, это второе значение слова "трезвение". Слова "трезвение", относящееся к сфере духовной жизни, и "трезвость" - как понятие из области насущно-бытовой, безусловно связаны, и даже более глубоко, чем это может показаться на первый взгляд. 
   "Опыт показывает, что пить (играть и т. д.) начинают люди, которые очень хотят быть уверенными в себе, но у них это не получается. Парадоксальным образом нетрезвость связана с тем, что человек хочет видеть свое положение достаточно высоким, а действительность показывает ему его реальное состояние. И если он не хочет с ним примириться, но и не собирается ничего исправлять в своей жизни — тогда неимение трезвости как духовной добродетели становится поводом для нетрезвости чисто практической — и человек уходит в иллюзорный мир", - говорит в своей статье  "Трезвение и трезвость" митрополит Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
   Спасение без трезвости, конечно же, невозможно, потому что только человек, видящий самого себя таким, каков он есть, может правильно оценить ситуацию и в собственном внутреннем мире, и в мире окружающем. У преподобного Петра Дамаскина есть замечательные слова: “Начало спасения человека - это видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской”. Только человек, трезво оценивающий свои возможности и свои силы, свое состояние имеет шансы исправить себя.
Освобождение души от греха начинается с честного взгляда на собственные недостатки