Свобода и ответственность древнего Израиля

"Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Господа, живет по упорству сердца своего...

 Я приблизил к Себе весь дом Израилев, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались.."

                        Иеремия(13,10-11)

  Студия игрового моделирования «Тропинка» впервые основывает сюжет игры на одном из эпизодов Священной истории Ветхого завета. Когда мы играли события двухсот-, четырехсот-, восьмисотлетней давности, наши предки казались нам очень древними. Но те, кто жил более 2500 лет назад, кажутся вообще нереальными, мифическими. Однако, смоделировав в игре жизнь древнего израильского царства, современные дети пришли к тому же печальному результату, что и древние израильтяне.
  Но обо всем по порядку. Игра началась еще 30 декабря. Мы учились жить «по-израильски». В нашем царстве был «царь», «священник», «военачальник» и другие важные особы. Эти роли играли старшие ребята, которые и сами не раз были организаторами подобных игр. Опасность заключалась в том, что они могли «просчитать» замысел игротехников, и тогда проблемная ситуация развалилась бы раньше времени. Чтобы избежать такого сценария, все старшие юноши и девушки получили  не только явную, но и тайную роль, которая не ограничивала их действия, но требовала большего усилия для совершения правильного поступка.  
  Был и свой «храм», где «священник» приносил «жертвы Богу» и произносил проповеди, которые основывались на различных историях из жизни израильского народа. Смысл проповедей заключался в том, что всегда надо верить Богу и тогда Бог поможет богоизбранному народу. Одновременно это была форма изучения Священной истории Ветхого Завета.
  Все младшие игроки были поделены на четыре израильских рода, в каждом из которых был свой старейшина. У каждого игрока было свое хозяйство – «овцы», «поля», «рабы». Были и деньги – серебряные и золотые сикли. «Израильтяне» платили налоги, приносили десятину в «храм». «Ежегодно» количество овец у них увеличивалось. Экономическая модель игры позволяла игрокам проявлять предприимчивость, придумывать свои стратегии роста, кооперироваться.  Таким образом, это была форма экономической учебы. 
  «Исторические» события происходили со 2 по 4 января. Еврейское царство окружали другие народы. С некоторыми они воевали, с другими дружили. Моавитяне покупали у израильтян овец, Египтяне продавали «египетские товары» (различные игрушки) и боевых лошадей. В игре была организована «военная подготовка», и они успешно победили Амаликитян.
  Отношения с «египтянами» едва не омрачились, когда те предложили в знак дружбы и для успешной торговли поставить в городе своего «идола». Поразмыслив и обсудив все последствия, «наши израильтяне» соглашаются на «идола». Действительно, без «египтян» не будет «египетских товаров», тогда зачем деньги?
  Позитивное течение жизни «израильского народа» нарушается после того, как их побеждает «халдейское войско». «Халдеи» забирают половину овец, рабов и «казнят непокорных». Но оставляют в живых «царя» с условием, что «израильтяне» будут ежегодно платить дать. При этом сбрасывают и «оскверняют» египетского «идола», так как Египет – враг халдеев.
  «Египтяне» появляются сразу после «халдеев». Надо было видеть с каким рвением «наши богоизбранные» восстановили «идола», да еще хвастались, кто первый это сделал. Хором кричали: «Слава Египту!» Раздавались даже отдельные голоса: «Слава идолу!». А когда поднялся один из них и сказал, что не нужно надеяться на Египет, а следует подчиниться халдеям, так как это наказание Божье за грехи, все начали смеяться и обзывать его дураком.
  Вопрос платить или не платить дань «халдеям» обсуждался целый игровой день. Ситуация обострилась, когда «царь халдейский» в письме назвал «царя израильского» своим рабом, потребовал удвоить дань для того, чтобы купить оружие для войны с Египтом. Большинство игроков было против дани. Несколько раз вставал наш «пророк», который говорил, что халдеям необходимо подчиниться, так как они посланы Богом как наказание за грехи. При этом он перечислял грехи «израильского народа». Кто-то «осквернял алтарь». Кто-то хитрил с игровыми деньгами и овцами.  Все видели яркий контраст между формальным поведением  «израильтян» в «храме» и искренним рвением при защите египетского «идола». И, главное, надеялись не на Бога, а на Египет, хотя в своих проповедях «священник»  неоднократно повторял, что помочь может только вера в Бога.
  «Пророку» каждый раз не давали договорить, осмеивали его. Один раз ему пришлось выдержать настоящее нападение. На сторону «пророка» встало только три человека. Нерешительный «царь» очень долго колебался с решением. Один раз он даже согласился выплатить небольшую дань. Но халдеев это не устроило...
  Если бы наши игроки знали, что столицей халдейского царства был город  Вавилон, то они бы, возможно, пришли к правильному решению. Но они упорствовали, и в итоге...  «попали в вавилонский плен».

И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего.     

                                     Иеремия (27,6) 

  Завершение игры для многих участников было большим потрясением. На следующее утро был просмотрен фильм «Пророк Иеремия», в котором дети во многом узнали себя.
  Некоторые еще спрашивали: «А что с нашими «овцами» и «деньгами»?» На этот вопрос было предложено ответить самим участникам. Большинство согласилось, что если «Израильское царство» погибло, то и все «ценности» погибли. Такой разумный ответ дает надежду на то, что большинство детей осознало смысл игры. А выражение «попасть в вавилонский плен» сразу стало популярной метафорой у старшей команды.
  В утешение было рассказано, что пророк Иеремия предсказал после 70 лет пленения возрождение Израильского царства и восстановление Иерусалимского Храма, в котором впоследствии будет проповедовать  Спаситель мира Иисус Христос.