Находясь в храме во время Богослужения, верующие представляют собою единое Тело Церкви - Тело Христово, глава которого - Сам Христос. Поэтому и вести себя всем желательно единообразно. Это нужно для того, чтобы никто из прихожан не зазнался своим особым усердием, и для того, чтобы поклоны и наложение на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность.
В какой момент Богослужения совершать поклон (или становиться на колени), накладывать на себя крестное знамение или совершать прочие священнодействия на каждый день года регламентирует Богослужебный Устав (книга, в которой записан Устав, называется «Типикон»). В обязательном порядке эти указания относятся к священнослужителям.
Поклоны (малые, поясные, земные) и преклонение колен (длительное моление на коленях) - это символическое телесное действие, внешне выражающее разнообразные чувства человека к Богу. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога – неотъемлемое свойство духовной природы человека. «К сожалению, в наше время мало кто знает о церковных правилах, указывающих на коленопреклонение, а также и о том, что в воскресные дни (а так же в дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу - от праздника святой Пасхи до дня святой Троицы) - коленопреклонение отменяется», - Архиепископ Аверкий (Таушев). Почитание воскресного дня для христиан с апостольских времён было самоочевидно, поэтому в правилах церковных соборов о воскресенье говорилось редко и более с дисциплинарной точки зрения, нежели с вероучительной. Например, 20 правило I Вселенского собора (325год) запрещает в воскресенье преклонять колена. Шестой Вселенский Собор (680год) в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно запретить коленопреклонение в воскресные дни, ибо этого требует «честь Воскресения Христова».
Воскресенье (церковнослав. «Неделя» - отдых, покой) - это особый, праздничный день, который напоминает о смысле жизни и о грядущем всеобщем Воскресении. Воскресный день ознаменован Светлым Воскресением Христовым и особо выделен в свое время апостолами для совершения Евхаристии: «День воскресный празднуется со времени Воскресения Христова» (гл. 535, «Катехизис», св. Филарет Московский). Каждое воскресенье современного календаря - это Малая Пасха - осуществляется победа над смертью. Причащаясь, человек соединяется со Христом: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;» (Рим.6:5-9). Церковно-канонические правила запрещают заупокойные богослужения и коленопреклонение (длительное моление на коленях) в воскресенье. Каждый христианин посвящает себя служению Богу, не делает обычных мирских дел (на Руси исключения составляли сельскохозяйственные работы). Даже во время поста день не так строг, как другие.
Земной поклон («кланяясь и становясь на колени, касаемся головою до земли») - это выражение чувства покаянной скорби, усиление молитвы о помиловании. Человек на коленях - прообраз «раба», совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение. Это несовместимо с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Приняв дар спасения посредством веры в Иисуса Христа, люди становятся сыновьями Бога и из рабов превращаются в свободных, чтобы пользоваться своей свободой для служения друг другу. «Посему ты уже не раб, но сын» (Гал.4:4-7). Человек, делающий земной поклон в праздники (Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, Малые Пасхи, Святки, двунадесятые праздники), словно говорит Богу: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». «При всяком же коленопреклонении и востани, мы действуем показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо...» - святитель Василий Великий (IVвек).
Богослужебный день в Церкви начинается с вечера. Важно помнить, что необходимо посещать не только Божественную литургию в воскресный день, но и всенощное бдение накануне в субботу, так как оно практически является началом литургии и подготавливает нас к восприятию благодатных даров. На всенощном бдении из ряда других песнопений особо выделяется Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа...». Cтрофы песни содержат вдохновенный пророческий текст Евангелия: «И сказала Мария: Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей...» (Лк.1:46-55). При пении «Величит душа Моя Господа» Устав предписывает земные поклоны на каждом стихе только в чине будничной службы. Ввиду запрещения в воскресные дни коленопреклонения этими указаниями руководствуются для воскресных и праздничных служб, заменяя земные поклоны малыми.
На воскресной Литургии земной поклон все-таки уместно делать в двух местах богослужения: после возгласа священника "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся…" (когда хор заканчивает петь слова молитвы: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш…"). На Престоле в это время происходит Великое Таинство: «хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа». ("Катехизис" прот. О.Давыденков) «Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой, но само обожествленное тело Господа...», - прп.И.Дамаскин. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Иоан.6:54).
Второй земной поклон - при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением делает в алтаре земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными (до земли достаем рукой). Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии.
Во время возгласа «Святая святым» священнослужитель не делает земного поклона. В это время он поднимает над дискосом «Святая» - предлежащие Дары – «Тело Христово». Все, кто находится в храме, возносят благодарение Богу за все, что Он сделал для нас. Слово «святым» в возгласе «Святая святым» - это обращение к тем, кто собирается причащаться. Святой Николай Кавасила писал: «...Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его». У Святейшего Патриарха Кирилла читаем: «Делать поклон на "Святая святым" я считаю нововведением… поклон на "Святая святым" - это вынужденная мера, на которую следует идти, только если мы не сделали поклона после освящения (Даров)».
Поклоны - это обрядовая сторона Богослужения, «... но и обряд важен, потому что обряд дисциплинирует, помогает нам войти в поток живого Церковного предания...», - Святейший Патриарх Кирилл. Главное - молиться сердцем, каждое слово, от сердца сказанное на молитве, Господь слышит и исполняет. Тот христианин, который не жалеет времени и сил для посещения Богослужения, обязательно почувствует их благотворное влияние на свою душу: «Дело не в количестве молитвы, дело в живом обращении к Живому Богу». (арх. Иоанн Крестьянкин)
Составлено по материалам сайтов:
Кто придумал класть поклоны и зачем?
О Святом Духе. Когда можно делать земные поклоны
на Церковных службах (Слово Святейшего Патриарха Кирилла)
Когда уместны поклоны на Литургии? проф. А.И.Осипов
Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени
по воскресным дням?
Литургия верных "Святая святым"
В чём различие доктрины «пресуществления» и «преложения» Святых Даров в Евхаристии? отвечает проф. А.И,Осипов