Литургия. Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

 23 апреля в нашем храме состоялась ранняя и поздняя Божественная литургия. Служили отец Роман и отец Виталий. Сегодняшний воскресный день в церковном календаре имеет сразу три названия: Антипасха, Неделя о Фоме и Неделя Новая, где каждое из названий имеет свой религиозный и исторический смысл.
   “Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».
    Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами (Ин.20:19-31).
   Наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5‑е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Святитель Григорий Богослов говорит об этом следующее: «Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни (Рим.6:4) жительствуйте. <…> Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности. <…> А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением».” (Азбука Веры)
   В наше время в Церкви в этот день акцент сделан на 2-й теме о воспоминании уверения апостола Фомы и чтения на Богослужении соответствующего отрывка из Евангелия (Ин.20:19-31). Апостол Фома был одним из самых преданных учеников Господа Иисуса Христа. Неверие его называют добрым, потому что это был не циничный скептицизм, который мы можем наблюдать у неверующих людей, но искреннее, горячее желание полностью удостовериться в том, что его Учитель, Христос – воскрес, а если это так, значит и он воскреснет вместе с Ним и с этого момента уже больше нечего бояться, и не о чем переживать. Так и произошло, апостол Фома, убедившись и уверовав в воскресении Христа, отправился на проповедь Евангелия другим народам вместе с остальными апостолами. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Таково было неверие апостола Фомы, приведшего его к глубочайшей живой вере в Спасителя Господа Нашего Иисуса Христа. Наше же неверие в лучшем случае можно сравнить с неверием отца отрока, страдавшего от беснования и исцеленным Спасителем. И хорошо если мы способны это осознать и воззвать к Богу, потому что и такая молитва: “...верую, Господи! помоги моему неверию” (Мк.9:24), угодна Ему. Ведь “если Господь захочет, Он может превозмочь и наше неверие” (Свт. Григорий Палама. Омилия 12. В неделю четвертой святой Четыредесятницы), и дать возможность удостовериться в вере в воскресшего Христа также, как Он дал удостовериться апостолу Фоме.