Иваново детство.

   В фильмах, которые мы смотрели и обсуждали на предыдущих заседаниях киноклуба, очень большое значение имели диалоги и сюжет фильма. Ребята внимательно смотрели, слушали кто что сказал и пытались ответить на вопросы: «Зачем? Почему? Какой смысл в этих диалогах и сюжете?» В фильме «Иваново детство» (1962год) Андрея Тарковского, который мы посмотрели в преддверии Дня Победы, 14 апреля, сюжет достаточно простой. Мальчик 12 лет Иван возвращается с разведки, его хотят отправить в тыл. Он добивается того, чтобы его оставили  на фронте и снова идет в разведку. И погибает.
   Из этого простого сюжета кинорежиссер Андрей Тарковский создал картину, которая держит зрителя в напряжении с первой до последней минуты. Его фильмы отличает богатый набор визуальных ассоциаций, которые необходимо увидеть и осознать. Наши зрители отметили, что многое сделано на контрастах. Темные гнилые болота, выжженная  пустая земля, разрушенный храм, страшная надпись на стене и обезумевший старик. А в снах Ивана – мирный лес, игра с друзьями, много яблок, сестренка и МАМА. Некоторые из ребят даже слышали на заднем плане немецкую речь, которая сопровождала фильм. Особенно во время лирической сцены в березовом лесу. Но на самом деле там звучат автоматные выстрелы.
   Было отмечено, что многие смыслы, которые пытался передать автор, мы не сможем сейчас осознать. Почему в фильме многое прерывается как бы на полуслове? Зачем разговор о звезде? Почему сестренку мы видим на фоне деревьев в негативе? Почему действие происходит в разрушенном храме?
   Но мы смогли понять главную мысль фильма – мальчик на войне. Мы видим, что в каких-то моментах Иван – обычный ребенок. Как он бросается на шею к доброму старшине Катасонову, как убегает из штаба, как играет в мстителя. Мы видим, что даже взрослые - капитан Холин, старший лейтенант Гальцев, медсестра Маша зачастую ведут себя по-детски. Обижаются, завидуют, боятся, ссорятся. И среди них мальчик 12 лет, у которого уже кончилось детство. Его душа настолько исковеркана войной, ненавистью к фашистам, что он, видимо, не сможет жить обычной мирной жизнью. Он одержим идеей мщения. Мщения за отца, погибшего на фронте, за мать и сестрёнку, которых расстреляли фашисты. И мы видим перед собой то маленького мальчика, то мстителя с таким суровым недетским взглядом, что ясно – он готов на многое.
   В конце фильма смерть Ивана показана в контрасте со смертью детей Геббельса и другого фашистского генерала,  которые сами убили своих детей. И на фоне немецкой речи, пыточных камер, разрушенного рейхстага звучит вопрос старшего лейтенанта Гальцева: «Неужели это не последняя война на земле?».