Киноклуб. "Том Сойер"

  Изначально 10 апреля планировался велопоход. Однако дождь внес коррективы и вместо похода состоялся киноклуб для средних школьников. Героями фильма были ровесники наших зрителей: сирота Том Сойер и его верный друг - бездомный Гекльберри Финн, о приключениях которых и рассказывал советский трёхсерийный телевизионный художественный фильм 1981 года, снятый по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
   Америка. 19 век. Штат Миссури на реке Миссисипи, где еще процветает рабство. Здесь жестокость причудливым образом сочетается с добрыми нравами. Американцы -  в основном протестанты. Они верят в Иисуса Христа, клянутся на Библии. Но при этом ненавидят индейцев и эксплуатируют негров. Порка детей за провинности в школе - для них обычное явление. В этом мире мы и застаем наших героев.
   После просмотра первой части фильма у детей была справедливая оценка, что Том Сойер – это лукавый,  ленивый и драчливый озорник. Ему скучно на уроках, он отлынивает от любых дел, проявляя удивительную изобретательность, вплоть до манипуляции над своими ровесниками. Он завидует той свободе, которой обладает его друг  Гекльберри Финн. 
   Вместе они и попадают в историю на кладбище, где становятся свидетелями убийства. Узнав, что виновником убийства все считают невинного алкоголика Мефф Поттера, мальчики боятся рассказать о настоящем убийце – индейце Джо. Здесь мы видим их причудливую наивную веру. Давая клятву, они свято верят, что Бог немедленно покарает их за нарушение. Только лжесвидетельство Индейца Джо, который остался цел после явного обмана, меняет их представления. Теперь они верят, что индеец Джо продал душу дьяволу, но одновременно верят в силу креста. 
    Всем сердцем жалея невинного Мефф Поттера, наши «озорники» совершают подвиг, спасая его от петли. Рассказав правду на суде, Том Сойер рискует собственной жизнью и жизнью Гекльберри, так как индейцу Джо удается убежать из зала суда. Ожидая расправы, Тому и Геку снятся кошмары. Во всем этом мы видим чистоту поступков и помыслов, которые так противоречат первичному образу наших героев. 
   Из дальнейших событий фильма мы видим, что Том не только смелый, но и способный в экстремальных ситуациях не терять присутствия духа. Заблудившись в пещере с Бекки Течер, он берет ответственность на себя, утешает девочку и ищет выход, совершая достаточно разумные действия. Это и приводит к успеху – он находит выход. Качества, которые проявил Том Сойер в пещере, свойственны взрослым ответственным людям, а не беспечным подросткам. Вся эта ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на Тома Сойера.
   Серьезность и изобретательность, которую мальчики проявляют в некоторых случаях, не мешает им оставаться в мире фантазий. Они хотят стать богатыми, найдя клад, стать разбойниками, хотя слабо представляют их жизнь, уехать в Европу, о которой вообще не имеют понятия. Меру иллюзорности своих представлений о жизни особенно остро ощутил Гекльберри Финн, усыновленный вдовой Дуглас, которую он спас от мести индейца Джо. Пожив «светской» жизнью, он бежит от вдовы. И Том с Геком вместе строят новые фантастические планы.
   На обсуждении дети заметили, что все желания Тома имеют одну основу – он ищет свободу, которой лишен в чопорном обществе. Противоречивость характеров Тома Сойера и Гекльберри Финна только кажущаяся. Живые, творческие, добрые  мальчики своими шаловливыми делами показывают лукавство и непоследовательность тех общественных отношений, в которых они находятся. Они сопротивляется тем требованиям взрослых, смысла которых они не понимают. И в то же время они способны искренне переживать чужую беду и прийти на помощь, проявляя смелость, стойкость, сообразительность и изобретательность.