Киноклуб. "Кин-дза-дза"

   Кинокомедия «Кин-дза-дза́!», снятая в 1986 году режиссёром Георгием Данелией, оказала влияние на современную русскоязычную культуру. Вымышленные слова из фильма вошли в разговорный язык, некоторые фразы персонажей стали устойчивыми выражениями. Так сказано в Википедии об этом фильме. Но в отзывах часто можно встретить мнение, что фильм непонятно о чем. 
  Наша старшая команда, которая уже имеет опыт осмысления фильмов, на киноклубе, который состоялся 23 ноября, смогла разглядеть метафорический смысл многих действий и событий фильма. 
   В фильме «Кин-дза-дза́!» показано общество, которое намного превосходит земное в технических достижениях. Жители планеты Плюк в галактике Кин-дза-дза, способны летать между планетами, читать мысли, из воды делать топливо для ракет. И туда попадают наши земные граждане: прораб Владимир Николаевич Машков и студент Гедеван, которого называют «Скрипач», потому что он  носит скрипку. 
  Их поражает культурное убожество жителей. Техника везде поржавела, флора и фауна полностью уничтожены, вода вся превращена в топливо, пищей является съедобный пластик, одеждой – какие-то тряпки, а музыка – полная какофония. А чего стоит язык? («кю» - допустимое в обществе ругательство, «ку» - все остальные слова) 
   Но главное – отношения людей между собой. Если ты «пацак», то выступать имеешь право только в клетке, носить в носу колокольчик (цак) и обязательно делать приседание и «Ку» перед «Чатланом». Знаменитая фраза из фильма «Скрипач не нужен», которая стала  крылатым выражением, обозначающим, что участие данного человека в некоем мероприятии нежелательно. Наши ребята вспомнили, что в одной из наших игр был «Мир Эффективности», где появлялись «лишние люди». И это прообраз безработных и бездомных, которых порождает «развитое капиталистическое общество»  
  Убогими являются и стремления людей. На планете Хануд, куда наших землян «завозят» плюкане Би и Уэф, нет достаточно воздуха. Плюкане предлагают купить эту планету, завести воздух, пригласить сюда других жителей для того, чтобы «заставлять их ползать на четвереньках и плевать сверху на них». В другом месте Уэф говорит: «Если у меня малиновые штаны, то передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин делать «ку», и эцилоп (представитель власти) меня не имеет права бить по ночам». Уэф в конце фразы прослезился... Все это выражается знаменитой фразой фильма: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!». Понятно, что это сарказм на любое кастовое устройство общества, где главное - социальный статус. 
  Такие фразы из фильма: «Наше правительство живет на другой планете», «Кто же на Плюке думает правду», почти не нуждаются в дополнительных комментариях. 
   Наши  ребята обратили внимание и еще на один эпизод фильма – когда герои фильма попадают на планету Альфа. Еще более развитая цивилизация спокойно превращает плюкан в растения, потому что жители галактики Кин-дза-дза «снедаемы порочными страстями, а продолжение жизни в виде растения для них благо». Ребята увидели в этом сатиру на тех, кто стремиться «из лучших соображений» решать чужую судьбу. 
   Позитивным моментом фильма является сцена на планете Хануд. Плюкане не понимают, почему Владимир Николаевич не отправился домой, когда имел возможность, а остался, чтобы вызволить их из тюрьмы. И в этот момент происходит небольшое чудо в этих бездушных существах: они соглашаются на риск ради наших героев. Авторы фильма как будь-то говорят, что пример жертвенности может пробить толстую броню эгоизма.  
   Фильм снят в советское время. И это очень сильно чувствуется. Нашим героям непонятно, как можно иметь такие убогие стремления, как можно так утилитарно относиться к людям. Но прошло время, и в наши дни, когда мы имеем более развитые технические возможности, можно заметить все эти грустные тенденции. В этом смысле фильм Георгия Данелия почти пророческий.