Поведение в храме. О крестном зна́мении

    К сожалению, в наше время не все знают ответ на вопрос: «Как вести себя в храме?» Протоиерей А.Торик в своей книге «Воцерковление для начинающих» отвечает на этот вопрос так: «Прежде всего – скромно. Войдя в храм, не думайте, что вы «осчастливили» этим Бога. Это для вас – великое счастье, что Господь вразумил вас обратиться к Нему и дал вам возможность войти в Своё Святилище. Подумайте о том, какое огромное количество людей осталось вне храма, в духовной темноте, и возблагодарите Господа за то, что он призвал вас на путь Спасения... Подойдя ко входу в храм нужно троекратно осенить себя крестным зна́мением с поясным поклоном..."
   Крестное зна́мение - это не просто молитвенный жест, это малое священнодействие. Крестным зна́мением мы выражает свою веру в Святую Троицу, призываем на себя Божественную Благодать Святого Духаблагодарим Бога, надеемся на Его защиту и спасение, Крестным зна́мением мы освящаем наш ум, внутренние чувства и телесные силы. Про тех, кто махает рукой своей по воздуху, неправильно складывает пальцы или кланяется, не окончив еще креста, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются».
  В церкви совершать поклоны и знаменоваться крестом следует согласно правилам Церковного Устава, как писал апостол Павел: “Вся́ же благообра́зно и по чи́ну да быва́ютъ” (1 Кор. 14:40). 
                            Крестное знамение без поклона применяется:
1. В начале и конце чтения Святого Писания.
2. При чтении Символа веры на словах: “Верую во единого Бога Отца, Вседержителя...","И во Единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго…". Сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах "Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь".
3. При произнесении слов: "Силою Честнаго и Животворящего Креста…".
4. В начале чтения Апостола, паремий.
5. При поминовении празднуемых святых.
6. При словах тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя…" и др.
7. При отпусте (отпущении верующих в конце службы) на словах: "Христос истинный Бог наш…" ( поклон уже после окончания отпуста, на последних словах).
8. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале Утрени, по великом славословии и на Литургии, на первом прошении Литий и в молитве Литии “Спаси Боже…”.
9. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами "Христос Воскресе".
10.Нужно ли креститься во время Шестопсалмия? В Часослове указано, что после первой статий́ (т.е. после первых трех псалмов) на словах: «Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов», т.е. можно креститься, но без поклонов. Однако, традиции везде разные. В Оптиной, например, существует традиция не накладывать на себя крестное зна́мение в середине Шестопсалмия. Преподобный Паисий Святогорец писал: "После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия".
    (Ипользованы материалы: Часослов, книга "О поклонах во время богослужения" составитель Л.В.Вовчук; "О поклонах при чтении Шестопсалмия" и др.).
 Знамение