Третий родительский семинар

   В начале третьего родительского семинара, который состоялся 13 мая, участники поделились своими открытиями, переживаниями и размышлениями по итогам предыдущих занятий. Многие отметили, что они стали внимательнее относиться к своим действиям по отношению к детям. Появилось желание понять переживания своих детей и терпимее относится к их поступкам. 
   На семинаре продолжилась работа по осмыслению проблемы воспитания ответственности у детей. Ведущий еще раз напомнил, что мы живем в мире, где действует множество норм и законов. Чтобы оценить, как работают нормы, ведущий предложил на семинаре соблюдать  правило, которое заключается в том, что прежде чем критиковать кого-то, его надо понять. Это норма культурного поведения. Так, вообще-то, должны поступать все, кто желает с кем-нибудь о чем-то договориться: дипломаты, менеджеры, ученные да и любые деловые люди. Если мы хотим избежать лишних конфликтов в
семье, в отношениях  близких нам людей, то и здесь лучше, если мы будем соблюдать это правило. К сожалению эта, казалось бы простая норма, постоянно нарушается. В этом можно убедиться, если внимательно понаблюдать за диалогами людей или посмотреть теледебаты. 
   Ведущий задал участникам семинара игровую проблемную ситуацию, в которой требовалось от имени некого «коллективного» родителя дать совет ребенку, попавшему в школе в некоторую сложную ситуацию. Обсуждение было очень живым. Оказалось, что у многих подобные жизненные ситуации были. Появилась и идея «правильного» поведения для ребенка. Однако в итоге было сделано несколько важных открытий:
- абстрактная «правильность» может в реальности привести к очень разным последствиям;
- для реализации этой «правильности» родитель может сделать совсем «неправильные» действия;
- при обсуждении участники семинара обсуждали действия ребенка, хотя требовалось обсудить собственные действия, то есть было неправильно понято задание ведущего.
   Для осмысления результатов дискуссии была проведена рефлексия, которая позволяет осмыслить не результат деятельности, а саму деятельность. То есть ответить не на вопрос: «Что мы сделали?», а на вопрос «Как мы делали?». В результате рефлексии было отмечено, что при обсуждении многократно нарушалась изначально заданная норма – сначала  понимать, потом критиковать. При этом участники семинара отметили, что для них проблема понимания других людей, в том числе собственных детей, стала еще более значима. 
   Заметим, что такого рода семинары невозможно описать. Каждый участник семинара высказывает свои мысли и переживания, предлагает свои решения, вступает в дискуссию. Возникает некий «реактор», в котором коллективное стремление решить проблемную ситуацию порождает вихрь новых переживаний и открытий. Этот опыт после осмысления дает такое новое знание, которое невозможно получить, например, от чьей-то лекции.  
   Всех участников очень огорчило сообщение, что в следующий раз мы встретимся только осенью, и поэтому, после небольшого обсуждения, было решено провести следующий семинар 10 июня в 17.00.