Сюжетно – деятельностная игра

   С 22 по 24  ноября в воскресной школе проходила сюжетно-деятельностная игра, организованная в дни школьных каникул. Изначальное название игры «Приключение Незнайки» потом было переименовано на «Космос». К сожалению, оба названия не отражают сути. Наши дети действительно отправляются в некий "космос", а оказываются в древней Руси 800 лет назад. Мы знаем, что через 19 лет на наших предков нападут орды хана Батыя. Задача, которая стоит перед детьми, - оказать помощь русским людям, исходя из возможностей нашего 21 века.
   Первое, с чем мы столкнулись – у большинства детей минимальное представление о том времени. Им пришлось рассказать о Чингисхане, его армии и его достижениях, которые позволили создать самую большую империю в мире.
   Дети пошли стандартным путем – дать Русским князьям автоматы. Хорошее решение. Вот только «князья», которых играли тоже наши подростки, быстро показали, чем закончится такая помощь. Еще до того, как придет Орда, князья перебьют друг друга в междоусобной войне. И к приходу Орды закончатся патроны, так как сами предки их сделать не смогут.
   Здесь дети поняли, что появление нового оружия требует изменения системы общественных отношений. «Нужны законы», - сказали они. Иначе это приведет к большим трагедиям. Собственно говоря, это и произошло, когда появилась военная техника.  Первая и Вторая Мировые были во многом войнами машин с огромными человеческими жертвами. Но именно эти войны позволили создать систему международного права. 
   Другое решение – дать русским людям средства связи. Но батарейки со временем разрядятся, а электричества в то время не было.
   Наконец, наши дети пришли к мнению, что предков надо чему-нибудь обучить. Вот только беда – часть детей признала, что они учатся в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х  классах, но при этом еще ничего не знают. По крайней мере, не знают того, чему могут научить других. Настоящие «незнайки».
   Обнаружилось, что у большинства детей очень упрощенное представление о мире. Многие дети показывают на монитор и называют это компьютером. Точно также они не знают, что наши мобильные телефоны - это только  маленькая часть огромной системы связи, которая включает вышки, спутники, производство телефонов, производство батареек, программирование, выработку электроэнергии и многое другое. Причем каждый из компонентов системы тоже является сложной системой. Многие дети не задумываются, почему уже Чингисхан знал порох, а автоматы появились только в 20 веке.
  Тогда мы предложили детям взять из нашего времени умных людей, которые поделились бы своими знаниями с русскими князьями. Выяснилось, что наши «незнайки» не подозревают, как много разных специалистов обеспечивают производство и функционирование сложных систем, которые организуют нашу современную жизнь. Не знали они, например, что прежде чем добывать нефть, месторождение должен разведать геолог. Или что лекарства создают не просто химики, а в этом процессе участвует целый ряд специалистов: врачи, биологи, фармакологи, фармацевты, химики-технологи, химики - статисты, аналитики и многие другие.
   По итогам игры мы пришли к выводу: современный мир очень сложный, и он постоянно меняется. Если дети хотят быть полезными в этом мире, им придется не только учить школьную программу, но быть готовыми всегда совершенствовать свои знания.