Литургия. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Прп.Андрея Рублева, иконописца

 "Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать"

Сергей Бехтеев 

Сегодня, 17 июля, мы чтим память страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. В традиции Русской церкви "страстотерпцами" называют тех святых, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.  (Первыми прославлены на Руси как стра­сто­терп­цы - свя­тые бла­го­вер­ные кня­зья Бо­рис и Глеб).
  Канонизация Николая II и членов его семьи вызвала в свое время споры, растянувшиеся на десятилетие. Камнем преткновения был политический характер расправы с представителями императорского дома, поэтому  многие не видели в этой трагедии исповеднического христианского подвига. "Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа", - сказал в интервью ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев (2013 год).
  Сегодня же мы чтим память преподобного Андрея Рублева, ки­сти которого при­над­ле­жит зна­ме­ни­тый чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Тро­и­цы, до сих пор яв­ля­ющийся непре­взой­ден­ным об­раз­цом в ико­но­пи­са­нии. Согласно известному постановлению Седьмого Вселенского Собора, Православная Церковь почитает образ «наряду с Крестом и Евангелием». Создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. К сожалению,  источники, сообщающие о святом Андрее Рублеве, очень немногочисленны и сведения о нем в этих источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания. Самостоятельного жития святого нет. Важным дополнением к немногочисленным сведениям о святом Андрее являются его произведения – иконы и росписи. "... человек, который к Церкви не принадлежит, может ли свидетельствовать о Боге? Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда эта проповедь посредством образа и цвета (святые отцы ставили икону наравне с проповедью) будет приносить плоды в других сердцах", - архимандрит Зинон, художник-иконописец, теоретик церковного искусства.