Лекция об иконе Рождества Христова

"Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе".
("Школьное Богословие", диакон А.Кураев)

  В рамках Рождественских чтений, в канун приближающегося Рождества Христова, протоиерей Роман Сыркин прочел лекцию, посвященную иконографии этого праздника. Важнейшая задача иконы - показать незримый внутренний мир. Бог и духовный мир не зависят от времени и пространства, поэтому на иконе бывают представлены события, произошедшие в разных местах и в разное время, а мы видим их одновременно. В былые времена иконы называли «книгами для неграмотных». А сегодня нам трудно разобраться в изображенных событиях, понять символику образов и через видимые краски понять духовный смысл происходящего, поэтому зал был полон...
   Лекция началась с пояснения о том, что существует не только западное, но и восточно-христианское летоисчисление, согласно которому первый год христианской эры соответствует седьмому году до н.э. западного календаря, и третье тысячелетие началось в 1993 году. В пользу восточно-христианского календаря говорят многие научные данные. Еще И.Кеплер (1571-1630) пришел к выводу, что Вифлеемская звезда могла быть видима на земном небосклоне только в 6 году до н.э. Затем отец Роман пояснил, почему до V века Рождество и Крещение праздновалось как  Богоявление в один день, и по старому православному летоисчислению оно приходилось на 6 января.
  Сюжет Рождства - один из первых "исторических", а не только символико-аллегорических, сюжетов формируется уже в римских катакомбах IV - V веков. В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфея и Протоевангелие Иакова, где описывается, как всё сотворённое поклоняется Богомладенцу как Богу, как Царю и Судье.
  Со временем византийское искусство выработало устойчивый канон, который с некоторыми вариациями по сей день служит образцом в иконографии Рождества. Тем не менее, иконописцы иногда сокращали или наоборот, дополняли изображения различными подробностями и деталями. Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года, эталоном признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные.
  На лекции были продемонстрированы слайды многочисленных икон Рождества Христова разного времени и разных стилей. Батюшка рассказал об их композиции, символике изобразительного языка, о смысловом значении персонажей и событий, составляющих Рождественский сюжет. Важные элементы сюжета - Рождественская (Вифлеемская), звезда. Луч, исходящий от звезды и падающий на ясли, указывающий на главное чудо момента – явление миру "Сущего прежде всех век". Спеленатый Младенец в яслях (ясли изображают Престол небесный; пелены соотносятся с погребальными пеленами Христа, с будущей Туринской Плащаницей). Богородица, Иосиф, пещера, гора, ангелы, животные у яслей, поклонение волхвов и пастухов, омовение младенца, бегство в Египет, избиение младенцев... Толкования на эти изображения можно будет узнать из ВИДЕО.
  "Наконец-то мне стало понятно, почему на иконе Мария лежит отдельно от Младенца, на склоне горы, а не в пещере, да ещё отвернувшись от Него, - поделилась одна из прихожанок. - Рожденный Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Именно к миру обращена Богородица, именно для нас Она теперь заступница и утешетельница..."
   Что-то в душе каждого человека тянется к "Небу". В христианском учении о таинствах можно встретить простую, но дерзновенную мысль: "Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе". Действительно, с Богом можно встретиться только в глубине души. Тогда понятна символика пещеры на иконе Рождества. "Царствие Божие внутрь вас есть". (Лк.17.21) Пещера - это образ мира, в самую глубину которого входит Бог, подобно зерну или закваске, вбрасываемым в поле или в тесто. Пещера - это сердцевина земли, средоточие материальности. И вот в это средоточие добровольно входит Тот, о Ком сказано: «Бог есть дух» (Ин. 4,24). «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8,12) В иконе вообще символика света чрезвычайно важна. Евангелие насыщено светом и световыми образами - и язык иконы, конечно, тоже не может быть другим.
  Рождество Христово - праздник обновления всей Вселенной. Святитель Григорий Богослов писал так: «Рождество — не праздник новизны, но обновления». Пришествием Бога старый мир не сжигается, не уничтожается, не обессмысливается, и вместо него не творится новый. Мир прежний — обновляется. «Воплощение Божие дает универсуму новый смысл, который есть цель и оправдание его существования, и его грядущее Преображение. Вот почему все творение участвует в таинстве рождения Искупителя». ("Школьное Богословие", диакон А.Кураев)

Мультфильм, "Рождество"
Режиссер и художник Михаил Алдашин