"Религиозный взгляд на стихотворение Осипа Мандельштама "Образ Твой"

"Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» — сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...
"
О.Э.Мандельштам (1912 год)

  27 декабря в нашем храме в рамках IV Муниципальных Рождественских чтений прошла лекция на тему "Религиозный взгляд на стихотворение Осипа Мандельштама "Образ Твой". По неслучайной случайности лекция состоялась именно 27 декабря, в день памяти Осипа Эмильевича (1891-1938).
  Для ознакомления со временем, в которое было написано это стихотворение, показали видео-сюжеты с выступлением доктора филологических наук О.А.Лекманова. Российский литературовед рассказал о таком поэтическом направлении, как акмеизм. Точность и ясность слова, живописные детали в стихах поэтов - акмеистов и понимание читателями подтекста произведения, вызывают в воображении читателя  множество ассоциаций. И они, конечно, могут быть разными...
  Вот слова из примечания к этому стихотворению Аверинцева С.С. :
"Образ твой“ - такие слова могли бы составлять обычное до банальности, как в романсе, начало стихотворения о любви; но нас ждет совсем иное. Вполне возможно, хотя совершенно не важно, что образ — женский. Во всяком случае, в нём самом не предполагается ничего сакрального, иначе „твой“ имело бы написание с большой буквы. Но по решающему негативному признаку — по признаку недоступности для воображения — он сопоставим с образом Бога; это как бы образ образа Бога..."
  А в видео  с лекцией Леонида Видгофа, на которую ссылался отец Роман, доказывается, что в стихотворении речь идет о сакральном образе, и тогда все толкование обретает иной смысл. Кроме того, для правильного понимания текста, слушателям рассказали об именах единого и непознаваемого Бога, пояснили значение слова Тетраграмма, и напомнили о третьей заповеди Синайского законодательства. На ярком примере было показано, что можно воспринимать порядок событий, описанных в стихотворении, не так, как кажется на первый взгляд.
   После пояснений все прослушали еще раз запись песни на эти стихи в аранжировке и исполнении Т. В. Алёшиной (российский композитор, музыковед, художник, поэт). В завершении лекции было рассказано о том, как развивалось Христианское мировоззрение О.Мандельштама.
Отличительной чертой творчества Мандельштама Анна Ахматова считала его «сверхчеловеческое целомудрие» - по отношению к Богу, к религии, к самому высшему в человеке. Отец Роман привел в пример стихотворение «Евхаристия» (1915 год), наполненное подлинным литургическим Богословием.
   Несмотря на то, что слушателям в конце лекции напомнили о трагической судьбе и смерти Осипа Эмильевича, все уходили с желанием вздохнуть полной грудью и почувствовать в себе ту "Божью луговину", о которой писал поэт:
       "Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
         О луговине той, где время не бежит..".

.